Живопись на металле

Моногравюры Людмилы Беляковой в Реутове

На этой неделе в Музейно-выставочном центре города Реутова состоялось открытие уникальной выставки голомоногравюр знаменитой российской художницы Людмилы Беляковой. Работы художницы в городе экспонируются впервые. Организаторы выставки признаются, что, заказывая афиши, испытали трудность и не знали, к какому виду искусства отнести работы художницы: к декоративно-прикладному искусству или живописи на металле. 

На выставке посетителям представлено 100 картин на темы: «природа», «философия», «портрет», «иконопись». Одна из цветных гравюр Людмилы Беляковой называется «Три времени года» – этот переливающийся светом и множеством оттенков триптих содержит в себе загадку: «четвёртое время года» ускользает от взгляда зрителя и появляется вновь в зависимости от угла обзора. 

«Ни один обычный фотоаппарат не способен уловить этот голографический эффект и сияние цветов. Так выглядит Беляковская голомоногравюра: цветное исполнение картины на металле, но без применения красок», – рассказывает об уникальной технике Людмилы Анатольевны искусствовед, директор Российской Беляковской выставки Сергей Ремизов.

Кстати, именно Сергей Ремизов впервые открыл миру творчество художницы. Искусствовед нашёл Людмилу 20 лет назад, в 1995 году, в глухой деревне на Волге, где она жила вместе с семьей и преподавала в школе русский язык и литературу. Он нашёл её, потому что искал почти два года, прицельно – после того как к нему в руки нечаянно попала её гравюра.

Среди многочисленных пейзажных гравюр художницы, изображающих русскую природу, русскую деревню, есть и картины с философской символикой, и икона с изображением святого Георгия Победоносца, и портреты первых лиц государства, в том числе копия-фотография с оригинала, подаренного действующему президенту России на 55-летие.

Голомоногравюра – это резьба на цветных металлах (латунь, медь, серебро, бронза) с помощью ножа и иглы. Инструменты располагаются под определенным углом к  плоскости материала, что обеспечивает разнообразие оттенков. Черный цвет дает обыкновенная сажа, а вот как достигается все остальные цвета – это фирменный секрет художника. После того, как работа закончена, ее покрывают специальным лаком. На самую маленькую работу уходит два года, а на большую – до года. 

«Главная моя цель – это сохранение собраний лучших работ Людмилы Беляковой. В настоящее время необходима популяризация и раскрытие новых направлений развития изобразительного искусства в России. Именно поэтому я стараюсь проводить показы работ мастера два-три раза в год», – признается Сергей Ремизов.

Выставка продлится до первого апреля и рассчитана на всех, кто интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством России.

Валех Елчиев

Рубрикатор газеты "Реут":