Искусство должно быть патриотичным

Сергей Цыганов работает над эскизами исторического панно «Реутовские ополченцы»

Заслуженного художника России Сергея Цыганова, реутовчанина, представлять специально не нужно. Его хорошо знают и в России, и далеко за ее пределами. Произведения художника хранятся в музеях и частных коллекциях Германии, Индии, Испании, Кореи, Японии и других стран. Недавно Сергей Цыганов советом ветеранов Центрального аппарата МВД России был награжден орденом «За благородство помыслов и дел». 

Окончив в 1982 году художественно-графический факультет Московского пединститута имени В.И. Ленина, Сергей Цыганов стал преподавать в реутовском Доме пионеров и параллельно в МГПИ имени В.И. Ленина на художественно-графическом факультете на кафедре рисунка у Николая Ростовцева. Балашихинская картинная галерея в 1985 году представляла молодых художников, одним из участников выставки был Сергей Цыганов.

– В одном из своих интервью вы говорите: «Изобразительное искусство необходимо для развития нашей системы образования и общества в целом». Что вы имеете в виду?

– Несколько лет назад у меня были три командировки в Харбин. Я работал по китайской программе «Изучение истории России через картины заслуженных и народных художников». Эта программа в Китае реализуется на государственном уровне. Знакомство людей с картинами художника должно быть не только с точки зрения исторической значимости его работ, но и с целью изучения истории посредством картин. Эту программу можно было бы начать реализовывать в нашем городе. Я считаю, что изобразительное искусство должно воспитывать патриотические чувства у молодежи.

В 2015 году Сергей Цыганов написал огромное полотно «Вручение знамени». Картина висит в Управлении транспорта МВД России по Центральному Федеральному округу. За картину Сергей Цыганов получил орден от Министерства внутренних дел. Ранее, в 2014 году, он был награжден серебряной медалью за персональную выставку в зале Московской областной общественной организации «Союз художников России», за мастерство в изобразительном искусстве, на которой написано: «Духовность. Традиции. Мастерство». 

– Судя по вашим картинам, ваше творчество тесно связано с историей?

– Я исторический живописец. Однако большая часть моих исторических полотен находится в музеях России и за рубежом. Поэтому можно пошутить: «Сапожник без сапог». Здесь в мастерской находится картина «Юрий Долгорукий строит крепостные сооружения на Московском холме». Она повествует о строительстве легендарной Боровицкой башни. Вот портрет императора Александра III. Есть еще несколько исторических портретов. Так или иначе, все мое творчество тесно связано с Россией; её историей, её природой. 

В 1988 году на Всесоюзной выставке в Манеже экспонировалась картина Сергея Цыганова «Реутовская фабрика, 41-й год». Виктория Сибирцева в реутовской газете «Прядильщик» пишет: «В картине «Реутовская фабрика, 41-й год» художнику удалось найти образ, передать тревогу, напряжение военного времени».

– Какое отражение наш город находит в ваших картинах?

– Несколько картин, посвященных городу, хранятся в  реутовском музее. Это картина «Реутовская фабрика, 41 год», есть еще три работы о старом городе. Сейчас я работаю над эскизами исторического панно «Реутовские ополченцы». В прошлом году состоялось торжественное открытие памятной доски на улице, получившей название Реутовских ополченцев. Этому событию предшествовал исторический факт. 6 июля 1941 года в старом клубе реутовской фабрики собирались добровольцы, чтобы уйти на фронт и ценой своей жизни удержать оборону Москвы в составе 2-й Московской дивизии народного ополчения. Изучая материалы, я обнаружил, что защитникам отечества было на тот момент 16-17 лет. Из батальона в живых остались лишь несколько человек. Я хочу воссоздать атмосферу тех дней, того времени и запечатлеть на полотне подвиг ополченцев.

Подготовил Валех Елчиев

Рубрикатор газеты "Реут":