Береги честь смолоду. И в правовом смысле тоже

В Реутове работает межшкольный лекторий правового просвещения

В реутовском лицее 21 января прошла очередная встреча представителя уполномоченного по правам человека в Московской области в городском округе Реутове Валерия Зайцева со школьниками. Корреспондент «Реута» побеседовал с представителем уполномоченного.

– Валерий Арсеньевич, как часто проходят такие встречи? 

– По заданию уполномоченного по правам человека в Московской области такие мероприятия проходят ежемесячно. Во встрече приняло участие около ста школьников старших классов. Мы разговаривали около часа. Уже после окончания мероприятия школьники задали много вопросов. 

– Какой вопрос вызвал наибольший интерес?

– Как это ни странно, вопрос судимости и уголовного преследования. Дело в том, что по ряду составов преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. Но мало кто знает, что вся информация о судимостях и уголовных делах в отношении граждан собирается и хранится вечно. Поэтому, влезая в драку или совершая хулиганский поступок, молодой человек иногда думает, что за счет возраста он останется безнаказанным. Это не так. Даже если будет условный срок, даже если дело не дойдет до суда, он все равно останется «на крючке». Всегда следственные органы будут проверять его на причастность к новым аналогичным преступлениям. Но самое страшное, что это может «выстрелить» через десятки лет. Например, семья захотела взять на усыновление ребенка. А оказалось, что в отношении мужа в молодости было возбуждено уголовное дело по факту порчи чужой машины. Дело до суда не дошло, было закрыто по нереабилитирующим основаниям. Вроде бы по Конституции РФ человек может быть признан виновным только по решению суда, вступившему в законную силу. Однако в данном конкретном случае был отказ в усыновлении ребенка из-за справки из МВД, подтверждающей факт уголовного преследования. Так что можно дать общий совет молодежи: «Береги честь и репутацию смолоду».

– Что такое правовое просвещение?

– Знаете, чем отличается умный человек от мудрого? Умный человек вылезет из любой ситуации, а мудрый в эту ситуацию просто не попадет. Образованный человек много знает. А просвещенный умеет эти знания применять на практике. Мы живем в смутное время. Колдуны и ведьмы, ненормальные люди с телевизора дают самые разные и часто дурацкие советы. После советского культа знаний наступило практически средневековье. В качестве защитной реакции многие люди становятся нигилистами, отрицая абсолютно всё. И здесь один из видов нигилизма – правовой нигилизм является очень опасным. Современный человек должен не только знать, но и выполнять требования закона. И здесь правовое просвещение незаменимо.

Идея организации межшкольного лектория была высказана директором лицея Светланой Константиновной Беляевской.

Смысл лектория заключается в приглашении на такие лекции не только школьников старших классов из различных школ города, но и уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, которые сегодня есть во всех образовательных учреждениях города. А с просветительскими лекциями могут выступать также приглашенные работники правоохранительных органов и другие специалисты, которые могут помочь правовому просвещению учащихся. 

В школе человек с детства будет владеть правовыми знаниями, что поможет ему не просто знать свои права, но и уметь их защищать. И я свою задачу вижу не только в том, чтобы помочь людям разрешить проблему, но и донести информацию о таких случаях до других людей.   

– Какой практический совет вы можете дать сегодня тем, кто нуждается в защите своих прав?

Нужно начинать с предъявления письменной претензии или жалобы в структуру, которая нарушила ваши права. Все заявления нужно писать в двух экземплярах, чтобы на копии поставили штамп с номером и датой регистрации заявления, а также фамилию и подпись лица, принявшего заявление. Это нужно для того, чтобы отследить рассмотрение жалобы. Кстати, заявитель должен получить ответ в месячный срок.

А если возникли какие-либо проблемы в госучреждениях или торговых предприятиях, то там должны быть книги жалоб. И если потребителя что-то не устраивает, он вправе потребовать такую книгу. А владельцы или руководство предприятия  в обязательном порядке должны отреагировать на поступившую жалобу. При ответе, который не устроил заявителя, а также при отсутствии ответа в установленные сроки можно прийти ко мне на прием, чтобы определиться с последующими действиями.

Беседовал 

Владимир Птецов

Рубрикатор газеты "Реут":