03.11.06 Мой дом, моя декларация

Дачная амнистия была необходима, чтобы разбюрократить принятие соответствующих решений и снизить затраты граждан на должное оформление участков. Пока не удалось добиться, видимо, ни того, ни другого. Сам закон, на мой взгляд, достаточно либеральный, он направлен на минимизацию затрат граждан. В этом смысле хочу обратить внимание моих коллег в тех регионах РФ, где сильно монополизирован рынок оценок — им предоставлено право снижать расценки до нижнего предела. Законодатели на местном уровне должны это сделать. Правительство должно еще принять некоторые подзаконные акты, в том числе на местном уровне, но вы имеете право обращаться напрямую в бюро регистрации, а если будет отказано в этом — обращаться в суд.

Из ответов В.В.Путина на вопросы граждан в прямом эфире 25 октября 2006 г.

– Ранее при регистрации права собственности на здания, строения и сооружения, созданные  на земельном  участке, требовалось разрешение на строительство, выданное органами местного самоуправления. Указанный документ требовался согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Без предъявления разрешения на строительство объект недвижимости считался самовольной постройкой, и право собственности на него могло быть признано только судом при условии, что его сохранение не будет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц либо создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

Миллионы граждан, построившие десятилетия назад здания, строения, сооружения на земельных участках, предназначенных для садоводства, личного подсобного хозяйства, индивидуального и гаражного строительства, фактически не могли зарегистрировать права на эти объекты недвижимости.

Поправки, внесенные в п. 3 ст. 222  Гражданского кодекса Российской Федерации, признали утратившими силу положения о самовольной постройке  и разрешили признавать право собственности на такую постройку не только судом, но и в административном порядке.

Кроме того, в ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.

В соответствии с новой ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», для государственной регистрации права собственности на создаваемые или созданные объекты недвижимости гражданин к заявлению, подаваемому в орган по регистрации прав, должен приложить документ, подтверждающий факт создания такого объекта, документ, подтверждающий права на земельный участок, и кадастровый план этого земельного участка.

Представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если:

– право на земельный участок ранее зарегистрировано в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

– представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что объект недвижимого имущества расположен в пределах границ личного подсобного хозяйства;

– представлено  заключение правления садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что объект недвижимого имущества расположен в пределах границ садового или дачного земельного участка.

Документом, подтверждающим факт создания жилого дома на земельном участке индивидуального жилищного строительства и земельном участке личного подсобного хозяйства, является технический паспорт такового, составленный органом БТИ.

Документом, подтверждающим факт создания  любого объекта недвижимого имущества на садовом, огородном, дачном, гаражном участке, является заполненная гражданином декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Форма декларации и технического паспорта объекта недвижимого имущества утверждена  Минэкономразвития РФ.

В декларацию включаются сведения об объекте недвижимого имущества (адрес, местоположение, название, назначение, площадь, этажность, год создания, материал наружных стен, подключение к сетям инженерно­технического обеспечения, кадастровый номер земельного участка). Такая декларация заполняется самим гражданином.

От редакции. 15 сентября в нашей газете была опубликована статья начальника Реутовского отдела Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области Антонины Анатольевны ВОЛОВОЙ «Даче потребовалась крыша. Официальная». В ней подробно рассказывалось о том, как оформлять документы на земельные участки для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и гаражного строительства. Сегодня А.А. Воловая рассказывает, как правильно оформляются права на объекты недвижимого имущества.

Документы, необходимые для регистрации права на земельный участок и возведенные на нем строения, 
по новым правилам «дачной амнистии».

Для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок необходимо представить следующие документы:

­ заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок;

­ документы, удостоверяющие личность заявителя или уполномоченного им лица;

­ документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;

­ в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации прав на земельные участки может быть представлен один из указанных документов:

– акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент издания. Акт о предоставлении земельного участка представляется на государственную регистрацию в двух экземплярах­копиях. При этом архивные копии актов о предоставлении земельных участков должны быть заверены подписью заведующего архивом и гербовой печатью организации (п. 10.2.13 Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных Приказом Главархива СССР от 05.09.1985 №263), а иные копии – подписью руководителя или уполномоченного на то лица и печатью организации. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данной организации (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 №9119­Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан»);

– акт (свидетельство) о праве на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания. Акты (свидетельства) о праве на землю представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах – подлиннике и копии;

– выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства). Выписка из похозяйственной книги представляется на государственную регистрацию в двух экземплярах; иные документы, устанавливающие или удостоверяющие право такого гражданина на данный земельный участок, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых – подлинник.

Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является кадастровый план земельного участка, удостоверенный органом, осуществляющим деятельность по ведению Государственного земельного кадастра, и оформленный с учетом Правил оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001. Кадастровый план земельного участка представляется на государственную регистрацию в двух экземплярах – подлиннике и копии.

На государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества представляются:

­ заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок;

­ документы, удостоверяющие личность заявителя или уполномоченного им лица;

­ документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;

– правоустанавливающие документы на земельный участок (представления правоустанавливающих документов не требуется в случае, если право заявителя на этот участок ранее зарегистрировано в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122­ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

­ кадастровый план земельного участка;

­ декларация об объекте недвижимого имущества (в случаях, когда объектом недвижимого имущества является дачный, садовый домик, гараж), которую гражданин заполняет самостоятельно;

­ технический паспорт, подтверждающий факт возведения объекта (в случаях, когда объект недвижимого имущества создан на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства).

Рубрикатор газеты "Реут":