03.11.06 Почему ёлка превратилась в "йолку"?

Как правило, нарушение письма, именуемое дисграфией, выявляется в начальных классах и даже в более старшем возрасте. В тетради ребенка­дисграфика несложно заметить ошибки, не связанные с усвоением орфографических правил. Буквы периодически пропускаются, меняются местами или заменяются одни на другие (например, «б» на «д», «п» на «т», «о» на «а» и т. п.). Могут оставаться недописанными окончания, меняться местами или пропускаться слоги. Почерк ребенка неаккуратен.

Эти ошибки стойки и повторяются неоднократно, и, что характерно, борьба с ними не приносит результатов, вызывая отчаяние у ребенка, его родителей и учителей.

Существует еще и ложная дисграфия – это своего рода проявление естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму.

Признаками незрелого письма могут быть:

­ отсутствие обозначения границ предложений;

­ слитное написание слов;

­ нетвердое знание (забывание) букв;

­ зеркальное написание букв;

­ трудности усвоения обозначения мягкости согласных на письме («йолка», «мое брат поемал заеку», «Вана взал конки»).

Эти ошибки не являются дисграфией при условии, что они единичны и нестойки.

В чем причина? Дисграфические ошибки обусловлены недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Появлению дисграфии способствует задержка формирования различных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных и временных представлений, а также недоразвитие фонематических, лексических, грамматических представлений. При желании все эти проблемы можно выявить задолго до начала школьного обучения и вовремя провести коррекцию. «Борьба» с дисграфией должна начинаться не в школе, когда обнаруживаются специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, до начала обучения ребенка грамоте, чтобы устранить сами причины возникновения ошибок.

Как преодолеть нарушения письма?

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Хочется особо отметить, что обычные приёмы типа переписывания и заучивания, и уж тем более угрозы и наказания, абсолютно бессмысленны.

К сожалению, именно эти способы «коррекции» нарушений письма очень распространены и приносят большой вред. Причина ошибок кроется не в лени и невнимательности ребенка, она связана с тонкими механизмами коры головного мозга. Низкие оценки, чрезмерная критика и отнесение ребенка в разряд «неблагополучных» вызывают у него снижение самооценки, негативное отношение к учебе и даже возникновение асоциального поведения.

Родители сами во многом могут помочь ребенку. Проводите специальные игры, развивающие ориентировку в пространстве, внимание и память, мелкую моторику рук, чувство ритма. Если ребенок путает буквы, помогите ему понять их отличия, запомнить облик. Придумайте, на что эти буквы похожи; предложите ребенку вылепить их из пластилина, выложить из шнура, спичек, бусинок или крупы; угадывать на ощупь вырезанные из картона буквы; сложить буквы, разрезанные на части; узнавать, какая буква или цифра написана на спине, на ладони.

При систематическом проведении эти игры помогут ускорить процесс коррекции, который должен быть организован специалистом­логопедом или дефектологом.

Неоценимую помощь окажет понимание со стороны родителей и педагогов, готовность помочь и похвала за успехи.

Н. ИЛЬИНА, логопед­дефектолог, специалист Реутовского РЦДП «Родничок»

Рубрикатор газеты "Реут":