30.11.12 Пенная монополия

В 90-е иметь небольшой торговый павильон считалось очень неплохим бизнесом: многие коммерсанты стартовали именно так и заработали начальный капитал. Сейчас положение изменилось: быть собственником ларька непрестижно и в скором времени может стать неприбыльно. Ведь самому ходовому товару в таких торговых точках - пиву и сигаретам – похоже, приходит конец.

А какова альтернатива?

С 1 июля 2012 года был введен запрет на продажу пива и другого слабого алкоголя в торговых точках у остановок, заправок, вблизи детских учреждений и т.д. А с 2013 года пиво в нашем городе нельзя будет купить ни в одном ларьке, т.к. с 1 января будет запрещена его реализация на площадях менее 50 кв. м и на площадях нестационарного помещения. Тут надо пояснить, стационарный объект - это когда на павильоне более 50 кв. м имеется свидетельство о собственности, и он стоит на фундаменте. Свидетельство о собственности, может, где и найдется, но в городе нет ларьков площадью 50 кв. м.

Чем же заняться ларечным коммерсантам, что предложить покупателям взамен всегда продающихся и неизменно делающих прибыль алкогольных напитков?

Журналисты газеты «Реут» провели эксперимент: пройдя по городу (в зоне охвата оказались центральные улицы северной стороны), обратили внимание на то, чем торгуют в ларьках, расположенных у остановок. Где-то ассортимент не изменился, не стало лишь алкоголя, где-то начали предлагать выпечку. Нашли и пример изменения профиля – цветочный киоск вместо традиционного ларька. И последнее направление, которое можно выделить, – перепрофилирование бывших рассадников нездорового образа жизни в прямо противоположные по значению торговые точки - аптеки. Кстати, интересный факт: только вблизи ж/д станции мы насчитали 8(!) аптек, расположенных друг от друга, как говорится, в шаговой доступности. Зачем так много, удивились корреспонденты «Реута», неужели законы рынка, например, о конкуренции, в этом месте не работают? Видимо, это риторический вопрос…

Узкий спектр деятельности

Эксперимент показал, что взамен пива нам решили предложить не слишком разнообразный выбор: пирожки, лекарства и цветы. Интересно получается: сначала мы едим, потом, если что, идем в аптеку, а если и это не поможет, – за цветами… Шутка, конечно. Но вернемся к серьезному вопросу перепрофилирования бизнеса. Спектр деятельности малых коммерсантов довольно узок. У предпринимателей не хватает фантазии, или все, что они нам предлагают, действительно востребовано?

По мнению известного в городе предпринимателя Максима Цветкова, у ларька есть своя рентабельность, и выведение из ассортимента определенных товаров вынуждает реализовать то, что оставит прибыльность на прежнем уровне. Максим Вячеславович пояснил: в малых торговых точках реакция на изменение спроса стремительная – это сети могут месяцами менять ассортимент или направления. Так что, если есть пирожки, значит, они покупаются. Еще один нюанс: есть владелец киоска, а есть арендатор, и собственнику все равно, что у него в павильоне продается, главное - чтобы это приносило прибыль.

С такой точкой зрения согласен и начальник отдела торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения А. Семенов. Коммерсант ищет пути извлечения прибыли, говорит Александр Михайлович, работать в убыток никто не будет. Если в данный момент выгодно торговать пирожками, будут торговать пирожками. Пока предприниматели «щупают» рынок, ищут свои пути. Может быть, завтра вместо цветов будут игрушки или печать. Кроме того, подчеркнул Александр Семенов, федеральное правительство дало время коммерсантам на раздумья: о введениях запрета и с 1 июля нынешнего года, и с 1 января 2013 г. было объявлено еще в 2011-м.

Ради чего и к чему приведет?

Понятное дело, ничего хорошего нет в том, что пиво более чем доступно и подростки без проблем покупали себе бутылочку-другую в многочисленных ларьках. Это угроза для здоровья людей, и – что особенно важно – молодежи. Но где гарантия, что, продаваясь исключительно в сетевых магазинах, этот товар станет менее востребованным у покупателей, в том числе и у несовершеннолетних? Так в чем суть новых законодательных актов, и к чему это приведет – к цивилизованной торговле или к обычному переделу рынка? Вопрос серьезный и неоднозначный.

По статистическим данным, более 50% пивной продукции продавалось через мелкую розницу. То есть большая часть рынка была за малым бизнесом. И можно предположить, что сейчас эту нишу хотят занять сетевики. Именно так рассуждает Максим Цветков. Он считает, что способ ограничения продажи некоторых продуктов, в частности, алкоголя и сигарет, путем перевода их в большие магазины лоббируется сетевиками-монополистами. До сих пор сети интенсивно росли, сейчас предельно насытились. И им остается задавить малых конкурентов, отняв у них некоторые группы товаров. Но силовые методы порождают только нездоровую конкуренцию, от которой государство в принципе должно уходить. Бороться надо не просто уменьшением количества продавцов нездоровой продукции, а поднимая цены, повышая эффективность превентивных мер. И тогда рынок станет цивилизованным, таким, где найдется место и мелким, и крупным фигурам, играющим честно.

Конечно, это в какой-то степени удар по малому бизнесу - не отрицает Александр Семенов. Но тут есть важный социальный аспект: не будет школьник покупать пиво в магазине – неудобно, стыдно, да и не продадут, так как здесь соблюдается режим продажи алкоголя. А вот в павильончике может и получиться купить, предполагает А. Семенов. Он отмечает, что подростки в основном приобретают пиво в ларьках, а не в магазинах. Так что социальные аспекты у государства в приоритете, и если идет политика сокращения точек реализации алкогольной продукции, доступности алкоголя, и задачи государства понятны, то и общество должно их принять, а бизнес - подстраиваться под новые правила игры. Честно подстраиваться, не нарушая законодательства. Потому как в настоящее время факты нарушения законодательства о продаже пива на остановочных пунктах в нашем городе есть, сетует Александр Михайлович. При этом отдел торговли не имеет контрольных функций, так что на эту ситуацию надо обратить внимание соответствующим органам.

Карина ТИВАНОВА

Рубрикатор газеты "Реут":