06.10.06 Семейная профессия

Когда я собралась об этом писать и шла в Реутовскую школу №7, вспоминала свою любимую учительницу и классного руководителя Анну Антоновну Бурову. Решила обязательно встретиться с ней в ее профессиональный праздник.

Анна Антоновна всего на 12 лет старше меня. Но сколько в ней было любви, мудрости и терпения в ее 25 лет! С нами она была строгой, но справедливой. Анна Антоновна всю себя отдавала своим ученикам, их семьям. Может, потому и собственная семья не сложилась. Когда я рассказывала маме о своей любимой учительнице, она не удивлялась. Только однажды сказала, что раньше в любом маленьком селе самыми уважаемыми были три человека: учитель, врач и священник. С такими мыслями я и пришла в седьмую школу к Людмиле Александровне Рощупкиной, представительнице второго поколения учительской династии.

06.10.06 Семейная профессияОна 30 лет живет в Реутове, преподает русский язык и литературу. Когда ее дочка Лиля решила поступать в пединститут, в один из дней они начали перебирать старые документы и фотографии, устроив небольшой вечер воспоминаний.

Бабушка Валентина еще в 1946 году поступила в Катайское педагогическое училище Курганской области. Затем учительствовала в деревне Чернушка, работала директором вечерней школы, преподавала русский язык и литературу.

Людмила Александровна вспоминает, как они, две сестренки­погодки,  совсем маленькими шли в «мамину» школу. Дома их не с кем было оставить. В пять лет девочки могли тихо сидеть за партой целый урок. А дома, пока мама проверяла ученические тетради, ее малышки­дочки увлеченно играли «в школу», «учили» кукол. На следующее утро к ним домой снова приходила девочка­подросток Катя и, по просьбе мамы, уводила их в школу. Когда Люда и Таня подросли, вопросов при выборе будущей профессии у них не было.

В 1970 году Людмила стала студенткой Свердловского государственного педагогического института. Факультет выбрала «мамин» – русского языка и литературы.

– У меня перед глазами всегда был пример мамы, а еще учительницы литературы Ираиды Дмитриевны Патракеевой, – вспоминает Людмила Александровна. –  Поэтому вот уже 32 года преподаю русский язык и литературу. В 1976 году была по обмену в Чехословакии, учила там  чешских детей русскому языку.

Младшая из сестер, Татьяна, живет в Курганской области. Из­за большого расстояния сестры встречаются редко, но когда это удается, обязательно говорят о школе. Каждая о своей. Татьяна Александровна заочно окончила филологический факультет Курганского пединститута. Затем в Москве получила второе образование – дефектолога. И вот уже 25 лет работает в школе для глухих и слабослышащих детей в Курганской области. Последние десять лет – заместителем директора.

06.10.06 Семейная профессия - 2При непосредственном участии Татьяны Александровны Сеначиной школа получила статус экспериментальной, работающей над развитием речи неслышащих школьников на основе аудиовизуального верботонального метода. Татьяна Александровна – отличник народного просвещения и заслуженный учитель Российской Федерации, участница международных конференций.

– Награды – не самое важное, – считает Людмила Александровна, умалчивая о том, что она – отличник народного образования РСФСР и заслуженный работник образования Московской области.

– Приятнее, когда твои выпускники получают высокие звания и гранты, возвращаются учительствовать в родную школу, становятся твоими коллегами, – продолжает она. – Сегодня мою бывшую ученицу, Галину Петровну Шевцову, знают не только в нашей школе, где она теперь преподает историю, но и во всем городе. Ветераны и ребята из разных школ приходят к ней, в музей 39­й Барвенковской дивизии. Галя начинала работать здесь лаборанткой и заочно училась в пединституте. Теперь у нее свои выпускники. В нынешнем году был ее третий выпуск.

– Ты учитель до тех пор, пока учишься и стремишься к самосовершенствованию, – убеждена Людмила Александровна. – Учитель должен быть профессионалом, а не дилетантом, чувствовать движение души ребенка. На родительских собраниях я никогда не говорю плохо о ком­то из учеников. Выбираю время для индивидуального общения. Не стесняюсь сказать ребятам, если чего­то не знаю. Есть компьютеры и мобильные телефоны новых модификаций. Чтобы разобраться в них, порой приходится обращаться к своим старшеклассникам. И в современной музыке ребята  разбираются лучше.

А вот читать стали гораздо меньше, чем мы когда­то. У нас дома была вся классическая литература, хотя раньше купить нужные книги было очень трудно. Сегодня вся литература есть в прекрасных изданиях. Правда, цены очень высокие и не всем доступны. Я со школьных лет люблю поэзию Сергея Есенина, а нынешняя молодежь его мало знает.

Чтобы ребята читали классику, надо их заинтересовать. В начале учебного года на первом же уроке я всегда задаю вопрос: «Что запомнили из прочитанного летом?» И это не пустяшный интерес, потому что сейчас появилось много контрафактных учебников, вредных для здоровья и образования ребят. В них масса ошибок, мелкий шрифт, кустарное полиграфическое исполнение.  То же самое относится и к художественной литературе, предусмотренной школьной программой.  Я всегда старалась следить, какие книги из нашей домашней библиотеки читает моя дочка Лиля, побеседовать с ней о прочитанном. При этом предоставляла ей самостоятельный выбор.

Лиля училась в физико­математическом классе, но однажды без всякого давления и влияния родителей сказала: «Это не мое». Ее папа работал сначала машинистом в метро, потом строителем. Дочь по его стопам не пошла. Окончив школу, поступила в Московский пединститут. На практику пришла в «мамину» школу №7, к педагогу Александре Александровне Гордеевой. В феврале нынешнего года пришла учительствовать в подготовительный класс школы №8, а с сентября молодая учительница Лилия Борисовна там же приступила к занятиям с первоклашками. Попутно  учится на водительских курсах. О воспитании детей ей нередко приходилось беседовать и с родителями мужа Елшиными, которые работали в детском оздоровительном лагере «Радуга» в Киржаче. Кстати, муж Лилии, Алексей Елшин, – бывший ученик Людмилы Александровны. Кем будет сын Дима – Елшин­младший, пока сказать трудно. А вдруг решит первым из мужчин продолжить учительскую династию?

Тамара ЛОГИНОВА
Фото из архива семьи Рощупкиных

Рубрикатор газеты "Реут":