06.10.06 «Счастье - работать с такими людьми»

С утра в кабинете директора школы №3 Антонины Борисовны Шевченко не смолкают телефонные звонки: поздравляют коллеги и друзья. Присуждение именной стипендии губернатора Московской области Бориса Громова и двадцатилетие руководства школой, безусловно, приятные события в жизни этой энергичной, деловой, доброй и располагающей к себе женщины. А какой она интересный собеседник! Признаюсь честно, Антонину Борисовну можно слушать часами. Кроется в ней некий магнетизм, умение простыми словами донести до окружающих глубокую житейскую мудрость. Эти качества, как и внутренняя культура человека, – дар свыше, независимый от степени учености.

06.10.06 «Счастье - работать с такими людьми»Антонина Борисовна – коренная жительница Подмосковья. Она выросла в семье, в которой царила атмосфера духовности, взаимопонимания и уважения к чужим убеждениям. На середину шестидесятых годов прошлого столетия пришелся пик химизации народного хозяйства. И когда серебряная медалистка – выпускница Орехово­Зуевской школы – решила поступать на геолого­почвенный факультет МГУ, мама ее не отговаривала. Ведь Антонина грезила стать химиком, хотя были у нее разносторонние способности и задатки лидерства. Впрочем, обстоятельства так сложились, что они проявились в скором времени.

Увы, после первого экзамена стало ясно, что следующий сдавать бесполезно. Слишком малы были шансы на поступление при конкурсе 17 человек на место. И тогда мудрая мама успокоила дочь: «В Орехово­Зуеве есть свой пединститут. Почему бы тебе там не учиться?» Но тут уже Антонина поставила перед собой условие: «Если химию не сдам на пятерку, дальше сдавать не буду!» Однако получилось.

Студенческие годы пролетели незаметно. Успешно защитила диплом, но столкнулась с проблемой трудоустройства. В те годы молодому специалисту после окончания вуза практически невозможно было остаться в Москве и области. Направляли по распределению в глухие провинции, Якутию… Как можно оторваться от семьи, если муж – второкурсник дневного отделения института?

Все лето – хождение по инстанциям. И вот на руках долгожданный «свободный диплом». Но вакансий не было. Выстраивались очереди педагогов в ожидании места в школе.

Наконец после клятвенных обещаний первому секретарю горкома комсомола Петру Овсянникову, что в течение пяти лет будет работать пионервожатой и не уйдет с этой должности, Антонина получила возможность устроиться в школе. Слово сдержала, проработав не пять, а семь лет. Все было интересно! А главное – была молода, задорна, любопытна, открывала для себя новое.

В 1976 году Антонина Борисовна была в составе многочисленной делегации Московской области на первом Всесоюзном слете пионервожатых в Кремле. Яркие впечатления от этого форума остались на всю жизнь. Дело не в парадности, а в том, что, несмотря на «застойное» время, был интерес к образованию, а у тех, кто работал в этой сфере, – заинтересованность в том, что окружает и чем занимаешься.

После практики пионервожатой Антонина Борисовна семь лет трудилась организатором внеклассной внешкольной работы (аналог нынешнего заместителя директора по воспитательной работе). Когда в 1982 году мужу дали квартиру в Реутове и встал вопрос о переезде, тяжело было отрываться от коллег, единомышленников, с которыми в общей сложности проработала 14 лет.

Но и в Реутове Антонину Борисовну ждал подарок судьбы. В гороно ее встретили открыто и дружелюбно. Заведующая, Людмила Федоровна Залилова, пообещала, что без дела она не останется.

В конце августа 1983 года состоялась проверка готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Это стало первым рейдом инспектора гороно А.Б.Шевченко и знакомством со школами.

Спустя три года Антонину Борисовну вызвала сменившая Залилову в должности Тамара Юлиановна Иванец и спросила: «Как вы смотрите на то, чтобы стать директором школы №3?»

Надо, – значит, надо! Обязывала система. Единственное, что оставляла за собой – это право посоветоваться с семьей. «Как сама решишь. Я тебя поддержу во всем», – сказал муж.

Говорят, что коллектив – это зеркало, в котором отражается личность руководителя. Они едины и гармонично дополняют друг друга. Судьба Антонины Борисовны – счастливый пример, когда руководитель органически вписался в команду педагогов.

– Наверное, одна из причин моего согласия заключалась в том, что проект школы, имеющей замечательные традиции, был такой же, как в Орехово­Зуевской. Она показалась мне близкой. Но главное, я хорошо знала людей, – вспоминает Антонина Борисовна. – До меня была очень опытным директором Валентина Ивановна Пономаренко. Она ушла на заслуженный отдых. Я пришла в сложившийся коллектив, где царили взаимопонимание, уважение, порядочность, компетентность, профессионализм. Мне в этом плане повезло. Не нужно было городить огород – что­то ломать, начинать все с чистого листа. Я просто продолжила то, что было создано десятилетиями.

А то, что за 38 лет существования этого образовательного учреждения сменился всего один руководитель, говорит само за себя.

Все это время Антонина Борисовна чувствует себя комфортно. Ее поддерживают люди, и она очень любит тех, с кем работает. Среди педагогов много ярких, незаурядных, творческих личностей, живо откликающихся на все новое, что появляется в системе образования.

Антонина Борисовна гордится своими завучами – Е.Н. Жигульской, Д.Я. Драгунской, И.Г. Смирновой, Р.А. Салаховой.

Есть в коллективе заслуженный учитель школ РФ, биолог Л.И. Князева. В этом году преподаватель физики и информатики Н.Ю.Иванова стала лауреатом регионального конкурса на соискание президентского гранта, который проводился в рамках национального проекта «Образование».

Со дня основания школы работают учителя начальных классов Л.А. Буклякова, Н.В. Чумакова, З.И. Рогова. Как наставники, они воспитывают молодых специалистов. Радуют своим умением, тактом, сердечностью учителя русского языка и литературы Н.С. Гарева, под руководством которой работает литературный клуб «Парнас», Л.М. Павлицина, Р.И. Сейнова; учителя математики И.А. Лебедева, Н.С. Тишин, преподаватель ОБЖ Н.И. Коновалов, кстати сказать, тоже справивший в этом году свой двадцатилетний трудовой юбилей в школе, учитель информатики и вычислительной техники, профессор, доктор технических наук Н.С. Азиков, необыкновенный учитель истории Е.Н. Ложкарева, великолепные преподаватели географии М.В. Агаркова, И.А. Беляева, технологии – В.Г. Розанова, С.Г. Аветисян, английского языка – Г.К. Кузнецова, физрук С.Д. Казарина…

Каждый из них самобытен. И когда педагоги школы №3 участвовали в конкурсе «Учитель года г. Реутова», всегда оказывались в числе победителей.

Конечно, с одной стороны, хорошо, что много кадровых педагогов со стажем, а с другой – становится грустно от мысли, кто же придет им на смену. Не задерживаются молодые специалисты в школах. Нет материальной заинтересованности. А это уже проблема национального масштаба.

Сама же Антонина Борисовна принадлежит к плеяде демократичных руководителей. Поэтому в школе не витает дух авторитаризма. Здесь благоприятная творческая среда, где желание работать – внутренняя потребность каждого педагога.

– Очень хочется, чтобы наши выпускники сделали блестящую карьеру, прославили школу, став известными учеными, сделавшими открытия, экономистами, литераторами, химиками, математиками, – размышляет Антонина Борисовна. – Но самое главное, чтобы по жизни они оставались хорошими людьми, уважительно относились к родителям, воспитывали своих детей, любили город и свою страну. Творили добро и сеяли разумное…

Это позиция женщины, умеющей радоваться успехам других и сопереживать чужой боли.

Говорят, что человек, не уважающий историю своей страны, не уважает в первую очередь себя самого. Был такой момент переоценки ценностей, когда ко всему патриотическому и героическому относились скептически, считая, что это – вчерашний день. Безусловная заслуга школы в том, что удалось сохранить музей, который по­прежнему остается центром патриотического воспитания.

Сегодня деятельность директоров школ не ограничивается контролем за учебным процессом, созданием благоприятного психологического климата в коллективе. Находясь в материальных тисках, он занят заботами о состоянии здания школы, коммуникаций, прилегающей территории…

И к этому вопросу Антонина Борисовна подходит со знанием дела. Вместе с директором лицея, депутатом Реутовского городского Совета депутатов Ольгой Борисовной Репиной в 2003 году закончила с отличием отделение менеджмента в социальной сфере Государственного педагогического университета. Это – дополнение к практическому опыту.

По словам Антонины Борисовны, директора школ давно несут бремя хозяйственных проблем. За двадцать лет она научилась их решать. Школе помогает развиваться поддержка муниципалитета, Управления образования и, конечно, небольшие внебюджетные средства, которыми она распоряжается.

Уже само по себе замечательно, что сегодня государство определило образование
одним из приоритетных национальных проектов. Оно реально поддерживает школы, внедряющие в учебный процесс инновационные технологии, учителей, проявляющих высокое профессиональное мастерство, классных руководителей. Это вселяет надежду, что и все образовательные учреждения получат возможность развиваться дальше.

Тюнзала Мамедова.
Фото автора

Рубрикатор газеты "Реут":