12.03.10 Воспитать технические таланты

Воспитать технические талантыПриемные кампании последних лет свидетельствуют: в большинство инженерных вузов поступают плохо подготовленные абитуриенты. Сливки когорты выпускников снимают вузы совсем других профилей. А ведь без талантливых и квалифицированных инженеров бессмысленно говорить об инновационном рывке, о модернизации нашей экономики. Как изменить эту тенденцию, что делается для этого в нашем наукограде – одном из центров применения и распространения  передового опыта, в том числе и в образовании? Наша газета решила подойти к рассказу об этом многосторонне, узнав мнение людей, причастных к воспитанию  юных технических талантов. Сегодня – первая посвященная этому подборка материалов.

Безусловно,  в нынешней России остались лишь руины той мощной системы научно-технического творчества, что существовала в советские годы. Тогда буквально в каждом городе, в каждом населенном пункте работали станции юных техников, центры научно-технического творчества, кружки, секции, лаборатории.  Просто огромное количество детей занималось техническими видами спорта, рационализаторством, изобретательством, учебно-исследовательской деятельностью.  Старожилы помнят, что в советские годы и в нашем городе чуть ли не на каждой улице были такие учреждения, предлагавшие разные виды досуга, развивающего технические способности детей и подростков. Теперь возможности далеко не такие.

В прошлом году наша газета рассказала об инициативе реутовчанина Бориса Табакова, который при поддержке городского Управления культуры и молодежной политики в школе №1 создал кружок ракетного моделирования. Учащиеся 4-5-х классов своими руками делали вполне действующие, пусть небольшие и из бумаги, ракеты, способные совершать эффектные полеты. Ну что может быть интереснее и полезнее для детей, которые наделены тягой к технике, а таких и в век компьютерных игр очень много? Увы, в настоящее время кружок прекратил свое существование, основная причина – материальная. Можно было бы взвалить финансовые траты на родителей учащихся, увлекшихся ракетным моделированием, но Табаков не посчитал это возможным.

Вообще,  техническое творчество – самое ресурсоемкое направление в организации досуга и дополнительного образования детей и подростков. Сами занятия бесплатны, но есть сопутствующие расходы, затраты на материальную базу. Известно, например, что наибольшей популярностью у подростков сейчас пользуются робототехника, автоматика, радиотехника. Чтобы дети на хорошем уровне могли заниматься этими и многими другими видами технического конструирования и моделирования, нужны весьма существенные вложения, хорошие помещения, оборудование и прочее.

Нужны, наконец, многое умеющие и знающие педагоги, труд которых должен достойно оплачиваться.

В нашем городе кружковая форма работы действует во многих школах, но при этом технические кружки – в явном меньшинстве. Городской молодежно-досуговый центр предлагает юным талантам заняться автомоделированием (материал о работе студии в центре «Парус» - на этой странице) и авиамоделированием. В целом, напрашивается вывод, что нынешнее развитие технического творчества среди детей и подростков в нашем городе явно уступает развитию других форм дополнительного образования и досуга. Так, только в художественных студиях делового комплекса «Мир» занимается более тысячи реутовских детей. В Реутове две дет-ские музыкальные школы и детский оперный театр. Проявить свои музыкальные, поэтические и прочие гуманитарные таланты учащиеся могут во всех школах в рамках внеклассной деятельности. Хотелось бы, чтобы и каждый юный технический талант в нашем наукограде  был замечен и поддержан.

Вадим Козлов

Рубрикатор газеты "Реут":