«Почта России»: быть банкротом? нет, объединяться!

Журналисты из многих регионов нашей страны, прибывшие на День открытых дверей, организованный ФГУП «Почта России», были настроены воинственно. В последнее время у издателей и почтовых предприятий отношения, мягко говоря, не складываются. Почты закрываются, газеты и журналы по подписке «опаздывают» к адресату на два-три дня, а то и недели. Людям приходится выстаивать очереди, чтобы получить издание, за которое уплачены кровные. В целом это создает негативное отношение читателей к СМИ. В этом мы убедились на собственном опыте, когда люди регулярно жалуются на то, что к ним не «пришел» «Реут». На почте мотивировка проста: нет сотрудников. Редко кто согласится ходить «с толстой сумкой на ремне» за зарплату, которая составляет всего 65 процентов от средней по стране. 95 процентов корреспонденции обрабатывается вручную, много лет не обновлялся транспортный парк, почтовые вагоны не приобретались 15 лет.

Есть анекдот на злобу дня. В российскую глубинку, где на сотни километров один почтальон, пришла посылка, которую нужно было донести в лесную завалинку. Бедолаге пришлось несколько дней «бороздить просторы тайги»: на вертолете по воздуху, на плоту по воде да еще пройти не один десяток верст, чтобы донести посылку адресату. Его неприветливо встретил здоровенный мужик. И на сетования почтальона, как далеко он забрался, тот ответил категорично: мол, молчи, а то ежедневную газету выпишу. Что ни говори, хоть рынок доставки печати есть, но он малопривлекательный. Вот почему этим бизнесом занимаются неохотно.

А что же на самом деле происходит, как принято считать, с естественным монополистом, от которого мы, увы, зависимы? Ведь до сих пор нет ему альтернативы по оказанию традиционных услуг – доставке корреспонденции: писем, открыток, посылок…

Надо сказать, слухи о том, что традиционная почта в скором времени канет в Лету, сильно преувеличены. Генеральный директор ФГУП «Почта России» Игорь Сырцов был настроен оптимистично, обрисовав радужные перспективы. Главным событием 2005 года стало фактическое завершение создания ФГУП «Почта России» как единого национального почтового оператора. Закончилось объединение региональных управлений федеральной почтовой связи, которые на протяжении почти пятнадцати лет были юридически самостоятельны и не имели централизованного скоординированного стратегического управления.

Учитывая, что в наследство досталась полуразрушенная инфраструктура, за полтора года удалось создать перспективное предприятие, имеющее 85 филиалов по всей России. Это – 39,5 тысяч отделений почтовой связи, 1460 почтамтов, 1341 киоск и пункт связи. Предприятие занимает 40-е место в рейтинге самых крупных отечественных субъектов экономической деятельности, которая основана на единых принципах управления, учета и стандартов в работе. Сохранен кадровый потенциал. В его филиалы приняты на работу около 400 тысяч бывших сотрудников госучреждений почтовой связи.

 Почта стала формироваться как предприятие, использующее современные технологии и создающее собственные информационные сети. В помещениях почтовых отделений появился свой фирменный стиль. А с мая операторов начнут переодевать в новую форму.

По мнению руководства, безусловным достижением является то, что с 1 октября 2005 года, по предложению «Почты России», служба по тарифам установила новые, единые для всех регионов тарифы на универсальные услуги почтовой связи, в то время как ранее действовали 27 тарифных зон. Это привело к снижению тарифов в северных регионах страны в среднем на 17,6 процента.

Модернизация производственных процессов и внедрение новых услуг сегодня являются приоритетами. Главная цель – мобильность и сокращение сроков доставки. Что греха таить, это одно из «узких» мест. По данным отчета, из 200 тысяч писем общего потока в срок пришли 86,5 процента. Посылки доставляются адресату в течение 11 дней. Мероприятия по оптимизации магистрально-сортировочной сети позволили сократить средний срок прохождения письменной корреспонденции примерно до шести дней.

Игорь Сырцов отметил, что сегодня отношения с авиакомпаниями по доставке почты не складываются. Последние неохотно погружают мешки корреспонденцией. И если подворачивается выгодный клиент-бизнесмен, отстегивающий энную сумму за доставку груза, то в перевозке почты могут бесцеремонно отказать. Вот почему в планах ФГУП «Почта России» – создание собственного авиаподразделения. А сегодня оно заботится о закупке нового, современного автотранспорта в распоряжение филиалов Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

Вместе с этим почта приступила к реализации программы строительства сети автоматизированных сортировочных центров. Один из них строится в Московском, а в скором времени – в Северо-Западном регионах России. До конца этого года будут запущены инвестиционные проекты по строительству современных зональных сортировочных центров в Минеральных Водах, Воронеже и Тюмени. После реализации программы совершенствования логистики планируется установить оптимальные сроки доставки почтовой корреспонденции – день приема плюс три дня.

Одно из направлений повышения качества почтовых услуг – замена традиционных мешков для перевозки почтовых отправлений на пластиковые ящики для писем и специализированные контейнеры. А для улучшения условий труда работников, сокращения трудозатрат, ускорения сроков и повышения качества обработки почты разработаны программы переоснащения объектов почтовой связи УФПС – филиалов ФГУП «Почта России» – почтообрабатывающим оборудованием и средствами почтовой механизации.

«Почте России» возвращена функция доставки пенсий. Стремясь к повышению качества этой услуги, совместно с Пенсионным Фондом Российской Федерации предприятие внедрило в Нижегородской области технологию электронного документооборота в процесс организации и доставки пенсий. Это позволило получать оперативную информацию о качестве, сроках и ходе выплаты пенсий и пособий. В дальнейшем планируется распространить эту технологию во всех регионах России.

Вот интересный факт, который касается каждого подписчика. В 2005 году была внедрена новая система тарифообразования на прием подписки и доставку периодических печатных изданий. Основным критерием определения стоимости услуги по доставке прессы стал вес печатного издания. Тарифы установлены в зависимости от тарифной зоны в соответствии с утвержденными Правительством РФ региональными коэффициентами заработной платы. Кроме того, по новой системе ценообразования стали равнозначны тарифы как для физических, так и для юридических подписчиков. Введенная система тарифообразования способствовала стабилизации рынка подписки и созданию механизмов для его стимулирования. Тем не менее, по мнению руководства, принятые меры в конечном счете привели к значительному снижению доходности предприятия, даже не покрыв уровень инфляции. Так, если обычно доход почтовой сети возрастал в среднем на 12 процентов, то по результатам подписной кампании на 1 полугодие 2006 года он сократился на 0,3 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом общий подписной оборот возрос на 4,6 процента, сокращение тиража составило 2,5 процента.

«Почта России» сознательно идет на подобные шаги и расценивает эти результаты как инвестирование в дальнейшее развитие рынка подписки. Она и впредь будет сохранять курс на выведение подписного рынка из многолетней стагнации и увеличение объемов подписных тиражей и рассчитывает на адекватные шаги своих партнеров в этом бизнесе – издателей и распространителей.

Тюнзала Мамедова.
Фото автора

Рубрикатор газеты "Реут":