21.11.08 Недоступная доступная среда

21.11.08 Недоступная доступная среда Мы уже писали о том, как тяжело людям с ограниченными возможностями адаптироваться к обычной жизни. Своими желаниями и интересами эти люди ничем не отличаются от здоровых. Они хотят быть самостоятельными и независимыми. Но это не всегда выполнимо. Особенно тяжело приходится инвалидам-колясочникам, которых еще называют маломобильными людьми.

Если в доме нет лифта, то выйти на улицу человеку на коляске без посторонней помощи невозможно. Если же это ему удалось, то на пути инвалида встречается множество препятствий, о которых здоровый человек даже не задумается. Узкие двери, высокие бордюры, отсутствие пандусов возле домов, магазинов, аптек и других учреждений.

Несмотря на трудности, многие инвалиды приспособились выезжать из дома на небольшие расстояния. Привычный маршрут изучен досконально, человек знает каждую ямку или бордюр и добирается до нужного места без особых проблем. Но что делать, если возникла необходимость поехать далеко? Наш общественный транспорт не приспособлен для транспортировки людей на инвалидных колясках. Очень мало автобусов и троллейбусов, оборудованных низкой платформой для свободного въезда инвалидной коляски и местом, где она могла бы располагаться. О маршрутных такси можно забыть. В этой ситуации выход только один – передвижение на легковом автомобиле с помощью другого человека. Однако не у всех инвалидов есть рядом неотлучный помощник. Этот вопрос очень болезненный для них. Никому не хочется быть обузой. Зависеть от людей и обстоятельств морально очень нелегко.

Проблема передвижения людей с ограниченными возможностями очень серьезная. И решаться она должна на государственном уровне.

Правительство Москвы уже занимается этим вопросом. На улицах столицы появляется все больше автобусов с низкой платформой. Во всяком случае, уже к 2015 году общественный транспорт Москвы обещают приспособить и для инвалидов. А как обстоят дела в Реутове?
Реутов обслуживается несколькими транспортными компаниями. Это ООО «Автолайн», ООО «Трансреутов», ООО «Спартак и К», ГУП «Мострансавто» и ГУП «Мосгортранс».

Мы обзвонили компании, чтобы узнать: планируют ли они приспосабливать свой транспорт для перевозки людей на инвалидных колясках.

Директор компании «Спартак и К» считает, что появление в Москве автобусов, приспособленных для транспортировки инвалидов – показуха. Дескать, смотрите какие мы хорошие! А зачем? Это не нужно инвалидам, которые все равно никуда не выходят и в общественном транспорте не ездят. А если выходят, то только с сопровождением. Компания «Спартак и К» не видит смысла заниматься этим вопросом и считает эту задачу нереальной – «места в маршрутке все равно нет и это смех один». Единственное, что приходит в голову после подобных высказываний – без комментариев.

Правда, предлагается подойти к этой проблеме с другой стороны: «Надо повысить инвалидам пенсию, чтобы люди могли вызвать специальное такси хотя бы пару раз в месяц. И то дешевле обойдется. Деньги дадут им возможность быть независимыми. Может быть, после того как оборудуют улицы должным образом, стоит заняться и проблемой транспорта, а пока это – бессмысленная затея и пустая трата денег».

В том же русле рассуждает и администрация компании «Трансреутов». По словам замдиректора, маршрутные такси являются транспортом малой вместимости. Места для коляски там нет. «Выделить специальную маршрутку? – говорит руководитель. – Где я буду ее заказывать, в Америке? Нет, это нереально»

А в пресс-службе компании «Автолайн» нам пояснили, что это социальная правительственная программа и коммерческие компании в ней не участвуют. Автобусов большой вместимости у компании немного. В автобусах «Скания» есть места для колясок, но нет специальных механизмов-фиксаторов, которые позволят ее закрепить. Проблемой перевозки инвалидов компания не занимается, также как и ГУП «Мострансавто», которому  принадлежит автобус, курсирующий по маршруту №28 «Реутов – Балашиха».

Обнадеживающую информацию мы получили в пресс-службе ГУП «Мосгортранс». С 2006 года компания приступила к постепенной замене старых автобусов на низкопольные. К тому же автобусы оборудованы откидной апарелью для заезда коляски внутрь, ведь не всегда есть возможность остановиться точно напротив остановки. В планах «Мосгортранса» заменить все старые машины на новые к 2012 году. В общем, на маршрутах компании свыше 600 низкопольных автобусов, а к середине 2009 года планируется выделить на каждый маршрут хотя бы один. Все водители согласно инструкции обязаны выйти со своего места, откинуть апарель и помочь инвалиду заехать в автобус. Если этого не произойдет, человек имеет право позвонить в компанию по телефону горячей линии и пожаловаться.

Ситуацию комментирует руководитель спорт клуба инвалидов «Риск-М» Екатерина Бровкина:
- Я в корне не согласна с позицией коммерческих транспортных компаний. Тем руководителям, которые считают, что инвалидам не нужно никуда выезжать я всегда задаю вопрос: когда Вы выходите из дома, задумываетесь ли Вы каким способом и каким видом транспорта добраться до нужного места? Конечно, нет. Неправда, что инвалиды никуда не выходят и не выезжают. Выходят и выезжают. Среди них есть много активных, неунывающих людей, которые живут полноценной интересной жизнью, вступают в общества, в клубы, занимаются спортом, ездят на соревнования. Например, к нам люди на колясках добираются и с южной стороны Реутова, и из Балашихи, несмотря на множество препятствий, которые встречаются у них на пути. Другое дело, что инвалиды не могут свободно передвигаться, потому что городская среда для этого не приспособлена. Поэтому и речи быть не может, чтобы куда-то поехать общественным транспортом без сопровождения. Отсюда мнение – инвалиды общественным транспортом не пользуются, поэтому проблему решать не надо. Обязательно нужно. Выйти из замкнутого круга можно, решая параллельно две задачи: сделать  доступной городскую среду и оборудовать транспорт для перевозки человека на коляске. Будет доступная среда – появится потребность ездить общественным транспортом. Мы со своей стороны понимаем, что идеально все быть не может и что за короткий срок ситуация не изменится. Инвалиды-колясочники очень терпеливые люди, каждый приспосабливается, как может. Мы готовы ждать, но очень хочется, чтобы жизнь маломобильных людей стала легче. Думаю, что даже один автобус на маршруте с постоянным расписанием, под которое можно подстроиться, уже значительно облегчит жизнь. Было бы замечательно обеспечить общества и клубы  инвалидов своим транспортом. Знаю, что в «Клене» есть своя машина, но у них постоянно нет бензина.

Мы уверены, что если на улицах города и в транспорте будет удобно инвалидам, то будет удобно всем. А пока, в ожидании перемен к лучшему, мы шутим: вот такая у нас недоступная доступная среда.

Итак, коммерческие компании не охвачены рамками социальной программы и остались в стороне от решения этой важной и острой проблемы. Владельцы компаний даже не рассматривают вопрос приспособления транспорта для инвалидов на колясках. С финансовой точки зрения их можно понять. Пока инвалиды активно не пользуются общественным транспортом, даже введение на маршруте одного специально оборудованного автобуса становится абсолютно нерентабельным делом для компании.

Но кто сказал, что инвалидам ничего не нужно? Сегодня мы мало задумываемся над проблемами людей с ограниченными возможностями. Согласитесь, инвалид на коляске самостоятельно и свободно разъезжающий по своим делам в транспорте и по улицам – картина, которую пока трудно представить.

О проблемах людей с ограниченными возможностями только начинают говорить. Сделано не так много как хотелось бы, но сдвиги все-таки есть. По Реутову уже ездят новые низкопольные автобусы таких маршрутов как № 17, 15, 723. Владельцы коммерческих транспортных компаний не удивились заданному вопросу, а восприняли его как само собой разумеющееся. Они шли на контакт, отвечая на вопросы и даже предлагая пути решения проблемы, но чувствовалось их скептическое отношение к ней.

Страшней было бы полное равнодушие, а отрицательная реакция людей – тоже результат. Ведь на любые аргументы «против» всегда найдутся аргументы «за».

Елена БАТЫРЕВА
Рубрикатор газеты "Реут":