12.09.08 Новые формулы мотивации и управления

12.09.08 Новые формулы мотивации и управления 2008 год станет последним годом реализации приоритетного национального проекта «Образование». На смену ПНПО придет целевая федеральная программа. А это значит что сфера, определенная государством как одна из приоритетных, получит новый виток развития.
Когда в стране только стартовал нацпроект «Образование» федеральные власти сразу дали понять, что это не панацея от проблем, а лишь способ решить некоторые из них.
Федеральная целевая программа – это статус, четкий план мероприятий и средства, выделяемые государством на их реализацию.
Одной из главных тем начала этого учебного года стала подготовка учебных заведений к переходу на новые рельсы финансирования.
О принципе «деньги следуют за учеником», который должен быть внедрен с января 2009 года в интервью газете «Реут» рассказал начальник управления образования Реутова Владимир Розанов.

– Владимир Леонидович, в начале нашей беседы хотел бы Вас попросить дать оценку реализации национального проекта в нашем городе.
– В первую очередь, приоритетный национальный проект показал, что направления развития системы образования были выбраны правильно. Национальный проект запустил системные изменения в российском образовании. Теперь необходимо формирование его новой модели.
Приоритетный национальный проект «Образование» может претерпеть трансформацию, превратившись в государственную программу.
Безусловно, нельзя не отметить и то, что заработная плата учителей выросла. За классное руководство учителя стали получать доплаты. Сегодня средний размер зарплаты учителя в нашем городе уже составляет порядка 22 тысяч рублей. Значительно улучшилось материально-техническое обеспечение школ. Только в этом году успешное участие в нацпроектах позволило нам приобрести оборудование для общеобразовательных учреждений на сумму свыше 10 млн рублей. Правда, здесь стоит отметить и то, что к моменту начала реализации ПНПО наш город смог сделать существенный задел в этом направлении в рамках реализации программы развития как наукограда России. А сегодня мы смотрим вперед. Действительно, уже в ближайшее время будет целевая программа развития образования.

– В чем принципиальная разница между приоритетным национальным проектом и федеральной целевой программы?
– В рамках госпрограммы не только сохранятся основные направления нацпроекта, но и будут «рассмотрены и некоторые новые направления поддержки образования как на федеральном, так и на региональном уровне». В частности в перспективе будет продолжено поощрение лучших учителей, выплаты за классное руководство, конкурс учреждений начального и среднего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров.
Ведущее направление нацпроекта – конкурс регионов на комплексную модернизацию образования. Московская область стала победителем первого такого конкурса. Сейчас реализуется комлексная программа модернизации образования. Я напомню, что в прошлом году Московская область стала победителем регионального конкурса нацпроекта, и сегодня Подмосковью дано право одним из первых приступить к реализации комплексной программы модернизации образования. Ее главный принцип – “деньги в обмен на обязательства”, где деньги следуют за учеником. Чем больше ребят занимаются в школе, тем больше финансирования получает школа из бюджета Московской области

– Если я правильно понял, то государство посчитало свои затраты на образование своих маленьких граждан, поделило и решило, сколько денег должно тратить на одного ученика.
– Да.

– То есть, если я как родитель решу, что мне не нравится, как учат моего ребенка в той или иной школе и переведу его в другую, то денег больше уже получит другая школа. Но помимо этого встает вопрос наполняемости класса. Ведь таких родителей, как я, может быть много.
– Это очень ответственный момент. Сейчас между муниципальными образованиями и губернатором заключен договор о выполнении принятых на себя обязательств. У нас на этот год задача – обеспечить среднюю наполняемость класса на уровне 24 человек. Для чего вводятся эти нормативы? Чтобы безболезненно перейти на подушевое финансирование, зарплата учителей не должна снизиться. С 1 сентября зарплата у педагогических работников возрастет. При этом будут использованы методики дифференцированного повышения в размере от 10 до 31 % у разных работников в зависимости от их успехов. Это еще один принцип работы новой системы. Средний же показатель роста составит порядка 22%. Потом у нас есть еще так называемый стимулирующий фонд оплаты труда, который составляет 10%. В дальнейшем, в ходе реализации комплексной программы модернизации образования эта составляющая повысится до 30%. Второе повышение нас ожидает с 1 декабря, еще на 20%.
А дальше все будет зависеть от того, как ребенка учат. Если хорошо, то школа не будет терять деньги, если образование хромает и родители переводят своих детей в другие учебные заведения – надо делать выводы.

– Государство таким образом пытается создать конкуренцию среди школ?
– Можно сказать и так. При этом всем даются равные возможности.

– Вы сказали о плюсах для педсостава – зарплата возрастет, но не пострадает ли качество образования? Ведь учитель не сможет уделять каждому из 22 учеников столько же внимания, как тогда, когда их было 15 человек в классе?
– Если – мастер своего дела, то для него при переходе 15 или 20 учеников – разница незначительная. Я помню, когда учился, нас в классе было 40 человек и с нами успешно работали. Кстати, как пример, ученик из школы №5 г.Долгопрудного завоевал медаль на международной физико-математической олимпиаде, так вот там наполняемость свыше 25 человек.

– А теперь об управляющих советах школ. Что это за советы, что они под собой подразумевают и какие вопросы входят в их компетенцию?
– Совет школы формируется по принципу «одна треть – педагоги, одна треть – учащиеся, одна треть – родители». Учителя входят в состав решением педагогического совета, родительские собрания каждого класса делегируют своих представителей, и ребята от органов самоуправления решают, кто будет защищать их интересы.
Спектр вопросов, которыми занимаются советы, самый широкий. Это и административно-хозяйственные вопросы, и вопросы перспективного развития школы, и др. Директор сегодня не может оставаться один на один с проблемами, ему нужен сторонний взгляд и реальная помощь.
Хотел бы особо отметить решение главы города Александра Николаевича Ходырева о закреплении за общеобразовательными учреждениями представителей администрации. Это значительно расширило возможности этих коллегиальных органов, ввело практику постоянного и прямого взаимодействия с органами власти. Это очень важный момент. Все вопросы и проблемы, которые проходят через советы, видят местные власти и принимают самое активное участие в их решении.
Сегодня школа должна стать большой и дружной семьей. И такие примеры уже есть. Управляющий совет школы №4 выделил 700000 рублей на укрепление материально-технической базы школы. Это были средства города, родителей и предпринимателей города. Весь первый этаж был отремонтирован на эти деньги.

– А это правда, что в компетенцию совета входит и рассмотрение размера стимулирующих выплат?
– Вы понимаете, если я отвечу «однозначно да», – слукавлю. На сегодняшний день разработано порядка 100 параметров по определению размера прибавки к зарплате учителя, по которым администрация школы делает анализ и выводы. Родители, конечно, могут высказать свое мнение, но сначала ознакомившись с мнением педагогического коллектива.

– Владимир Леонидович, а не похожи ли по своим функциям управляющие советы на прежние родительские комитеты?
– Принцип тот же. Но сегодня значительно расширены его состав и полномочия. Я с вами согласен, все зависит от личности, от людей, которые наполнят совет. Если в совете будут те, кто постоянно ищут различные причины, чтобы уклониться от выполнения своих обязанностей, результата не будет. Но если придут энтузиасты, люди заинтересованные в работе, то совет будет развиваться. Причем, родительский комитет – это одна из составляющих, кроме него собраны воедино еще три начала – педагогический, ученический и администрация города.

Беседовал Иван Студеникин
Рубрикатор газеты "Реут":