Праздников праздник

«Сегодня вся Вселенная, как одно семейство, обращается к молитве. Нет сегодня путников на дорогах, не видно мореплавателей на море. Земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничною одеждою... Беспокойства, смятения и бури житейские сменились тишиною праздника. Бедный украшается как богатый, богатый одевается великолепнее обыкновенного, старец, подобно юноше, спешит принять участие в радости, и больной превозмогает болезнь свою... все веселятся», — писал о Светлом Христовом Воскресении святой Григорий Нисский.

Пасха — праздник Воскресения Господня — приходит в ночь с субботы на воскресенье. С наступлением Пасхи первыми поздравляют друг друга священники в алтаре. Затем они выходят к народу и провозглашают: «Христос воскресе!» И разносится благовест, и зажигаются свечи, и начинается крестный ход вокруг храма. Процессию крестного хода возглавляют священнослужители. Облаченные в светлейший сан, они совершают каждение престола.

И вот уже начинается пасхальная утреня перед закрытыми дверьми храма — она напоминает христианам весть о воскресении перед дверьми Гроба Господня.

Раздается возглас «Христос воскресе!» — и отворяются врата церкви, как 2000 лет назад отверзлись двери Гроба Господня, и начинается великая ектенья: «Миром Господу помолимся...»

На протяжении всего дня непрерывно слышатся церковные песнопения, и их дополняет церковный колокольный перезвон. До позднего вечера остаются открытыми в этот день алтарные двери. А христиане, встречаясь в день Святой Пасхи, поздравляют друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — трижды целуются и дарят друг другу крашеные яйца — символ рождающейся и возрожденной жизни.

Обычай красить яйцо связывают с Марией Магдалиной. По преданию, она в день Святой Пасхи пришла к императору Тиберию и с возгласом: «Христос воскресе!» — подала ему яйцо.

Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным». В тот же миг белое яйцо стало пунцовым. Красный цвет, в который окрасилось яйцо, символизирует кровь Иисуса Христа, пролитую на кресте за спасение людей.

С этим праздником связан старинный обычай зажигать перед церквами и по холмам костры во время светлой заутрени; в Белоруссии идут в церковь с зажженными лучинами. В деревнях в святую ночь жгут по площадям смоляные бочки: уголья от них собирают и, отнеся домой, берегут вместе со свечами, с которыми стояли заутреню. Некоторые кладут эти уголья под крышу, будучи уверены, что предохраняют свой двор от молнии. До сих пор в деревнях, по старинному обычаю, после пения «Христос воскресе» стреляют холостыми зарядами из ружей, торжествуя этим победу над нечистой силой и тьмой. Зачерпнутой в роднике в пасхальную ночь воде народное поверье приписывает особенную силу. Ею окропляют свои дома и амбары, считая, что данный обряд приносит счастье. Этот обычай мало-помалу забывается... Но в некоторых селах русских в святую ночь девушки набирают ведра воды из ручьев и рек и молча несут их домой. По поверью, пасхальная вода утратит свою силу, если девушки по дороге произнесут хотя бы одно слово.

Прообразом христианской Пасхи была Пасха иудейская, установленная Господом перед исходом евреев из Египта. Слово «пасха» происходит от глагола «песах» — переходить — и напоминает о последней казни египетской. Фараон, несмотря на ниспосланные Богом казни на народ египетский, не отпускал израильтян в пустыню. Тогда Господь прошел по Египту и поразил всех первенцев египетских, от человека до скота, и после этого евреи были избавлены от египетского рабства. Но новозаветная Пасха имеет смысл еще более масштабный, нежели ветхозаветная: смерть для жизни греховной и возрождение для жизни вечной.

Начиная со Светлого Христова Воскресения, отверзаются, по верованию народа, врата райские и остаются отворенными до последнего дня. В народе верят, что адские муки уменьшаются в этот праздник. Предание основано на писании «Хождение апостола Павла по мукам». И даже грешники с Великого Страстного четверга до праздника Троицы получают покой. Верят также, что в рай попасть легче, если умереть на Пасху. Благочестивые престарелые люди, готовящиеся расстаться с земной жизнью, молят Бога о смерти во дни Святой недели или, самое лучшее, в Светлую заутреню. Кто умирает на Светлое Христово Воскресение, того, по обычаю, хоронят с красным яйцом в правой руке. «Умер на Пасху и яичко в руку!» — говорит об этом старинная поговорка.

А вот в городе в Стародавней Руси в царствование царя Алексея Михайловича открывались на Святую Пасху – в третий или четвертый день праздника — двери Передних сеней государевых — не для одних бояр и сановников, — но и для простого люда московского — торгашей, посадских, мастеров всякого цеха, дворовых людей и крестьян. Все были празднично одеты — кто как мог. Сколько было возможно пропустить народу — столько и пускали в передние сени, остальные получали приказ от стольника — ждать у Красного крыльца. Царь на своем престоле принимал людей, и к руке жаловал, и каждому из своих рук яйцо давал красное, монастырской росписью разукрашенное. На пасхальной седмице царь раздавал до 37000 яиц. Хранили люди царский подарок всю жизнь свою и передавали детям своим — тоже на сохранение. Затем выходил царь на Красное крыльцо и объявлял народу громогласно: «Христос воскресе!» И откликалась толпа, и давала ему ответ: «Воистину воскресе!». В ночь с пятницы на субботу в сопровождении ближайших людей посещал царь-государь заключенных, даруя им милостыню, а иногда и милость.

В течение всей светлой седмицы принимал царь Федор Алексеевич после обедни людей разного звания: в понедельник принимались стольники, стряпчие и дворовые московские, во вторник — дворяне иногородние, в среду — дети боярские, аптекарского приказа доктора, аптекари и лекари, в четверг — подьячие, в пятницу — дворовые люди и подьячие дворцовые, суббота была днем «разных чинов людей».

Каждый день перед Пасхой имеет символическое значение: в Великий четверг было принято очищаться как духовно, так и в быту: убирать в доме, ходить в баню, окуривать можжевельником избы. Также в Великий четверг красили яйца. В пятницу пекли куличи и Пасху. В субботу все печево несли в церковь и освящали. И в воскресение, наконец, видели Воскресение Христово... В этот день принято возрадоваться и отпраздновать его с чистым, освобожденным от скорбей сердцем, даже если жизнь наша дана по грехам нашим...

(По материалам сборника «Пасхальные рассказы», «Ставрос», М., 2004 г.)