Простые ответы на сердитые вопросы

Близится к завершению бесплатная приватизация жилья. Она обычно начинается с посещения жилищного управления и БТИ. А чем заканчивается? Я, по простоте душевной, думала, что получением заветного документа. Оказывается, нет. Начальник Реутовского отдела Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области – Государственный регистратор Антонина Анатольевна ВАЛОВАЯ – утверждает, что только регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством прав на недвижимое имущество.

– Антонина Анатольевна, как же мы раньше обходились без всякой регистрации?

– Раньше практически и не было частной собственности. С ее появлением возник институт регистрации. По закону регистрация прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Простые ответы на сердитые вопросы
Как это происходит? У нас в Реутовском отделе работает семь специалистов, все – юристы  с высшим образованием и высокой квалификацией. Они принимают документы. На первый взгляд, чего уж проще – взял пачку документов, записал в реестр и назначил время прихода за документом регистрации. Но на самом деле надо проверить, все ли документы представлены, все ли сроки выдержаны. После этого свою работу начинают регистраторы, их у нас в палате двое. Надо скрупулезно и очень внимательно изучить все представленные документы с точки зрения закона, зарегистрировать их в электронной базе и на бумажных носителях и только после этого можно будет выдать заявителю свидетельство на руки. Конечно, система сложна, но она надежна.

– Что же изменится, если у меня в домашнем архиве появится такое вот свидетельство?

– Может быть, лично для вас и ничего. Но в жизни всякое бывает. Только за последний квартал прошлого года представители нашей палаты 23 раза участвовали в судебной защите имущественных прав, кстати, это наша прямая обязанность. То есть, 23 человека обращались в суд с заявлением о неверном, с их точки зрения, праве на ту или иную недвижимость. Во всех процессах заявителям было отказано. Несомненно, не последнюю роль сыграло и то, что наши регистрационные документы были безукоризненны.

Кстати, помимо того, что зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, у собственника всегда есть возможность  наложить  запрет на совершение каких-либо сделок с недвижимым имуществом (например, квартирой), особенно, если  вы утеряли свои документы или не хотите, чтобы кто-нибудь смог продать (подарить) ваше имущество по доверенности. Приходите к нам, мы всегда расскажем, как это делается.

– Но попасть к вам на прием очень трудно. На прошлой неделе десятки людей просто штурмовали регистрационную палату. С чем это связано?

– Действительно, так было. Но ларчик открывается просто. Заканчиваются сроки пересмотра очереди на муниципальное жилье. В новом списке есть документ, который должен подтвердить, что у заявителя нет недвижимого имущества. Такой документ выдаем только мы. Вот народ и пошел к нам. С организацией этой работы мы справимся. Я специально освободила от другой работы одного из сотрудников, который будет заниматься исключительно подготовкой таких документов.

– С какой проблемой при работе с гражданами Вы сталкиваетесь чаще всего?

– С проблемой недостаточной информированности. Наши граждане не всегда внимательно знакомятся с той информацией, которую мы размещаем на наших стендах. Им кажется, что будет надежнее, если со списком необходимых документов их познакомит лично специалист, а не он сам прочитает это на стенде. А сколько времени при этом теряет тот же самый специалист – это не учитывается.

Сегодня, пользуясь случаем, хотела бы еще раз напомнить, что надо регистрировать, и отдельно остановиться на документах, подтверждающих права на жилье, приобретенное по ипотеке. По моим наблюдениям, в нашем городе более 40 процентов жилья приобретается в рамках ипотечной программы. Но как правильно оформить документы – знают не все.

– Антонина Анатольевна, почему в регистрационной палате прием граждан ведется не каждый день с 9 до 18, а только четыре часа в день?

– Изучение документов требует особой сосредоточенности. В то время, когда мы не ведем прием, наши сотрудники работают с ними. Такое разделение совершенно оправданно, потому что позволяет сосредоточиться. За девять лет нашего существования произведено около 54 тысяч регистрационных действий, то есть, в среднем ежемесячно мы проводим около 510 таких действий. Для семи сотрудников (число сотрудников определяется Федеральной регистрационной службой в зависимости от численности городского населения) – это достаточно серьезная нагрузка. Но мы всегда открыты к диалогу. Еще раз хочу напомнить, что мы – государственная служба и все наши усилия направлены на то, чтобы защитить права граждан на недвижимость.

Н. Хмелевская

Рубрикатор газеты "Реут":