Родом из УКСа.

В Реутове свыше сорока строительных организаций. Проектно-строительная компания «НПО машиностроения» – не самая крупная по объемам, но, пожалуй, одна из самых известных в городе. Авторитет завоевывается годами, он становится своеобразным «безденежным» капиталом компании, если в ее активе стабильность и качество, считает ее директор Владимир МАКАРИЧЕВ. Общий стаж работы Владимира Алексеевича в строительной отрасли – более 40 лет. Его труд не раз был отмечен правительственными наградами.

– Владимир Алексеевич, давайте вспомним, как создавалась компания?

– Перефразируя известное выражение «все мы родом из детства», о нашем коллективе можно сказать, что «все мы родом из УКСа». УКС (управление капитального строительства) появилось в 1957 году через несколько лет после того, как предприятие перебазировалось из столицы в Реутов. Оно стало координатором и организатором строительства как на территории предприятия, так и непосредственно в городе. Силами нашего предприятия построено около ста жилых домов, десятка школ и детских садов, двух тысяч гаражей. Мы активно занимались строительством объектов инфраструктуры города и его жизнеобеспечения – это водозаборные узлы, канализационные коллекторы, высоковольтные электрофидеры, дороги, мы построили подземный переход под железнодорожным полотном.

Родом из УКСа.

В 1987 году была спущена директива о развертывании в строительстве хозяйственного способа. Это значило, что предприятие выступало одновременно и в роли заказчика, и в роли подрядчика. Наш первый объект – семейное общежитие в седьмом микрорайоне. Мы построили кирпичный девятиэтажный дом с удобными квартирами и лифтом. В то время это было эталоном в строительстве семейных общежитий. За него и сейчас не стыдно. На улице Дзержинского располагался гаражный кооператив №1 – пожалуй, самый первый в городе. Он функционировал, но представлял из себя нечто среднее между свалкой и хоздвором. Многие организации интересовались возможным строительством, но, прибыв на место, сразу же отказывались от идеи: слишком хлопотно было разгребать эти монбланы мусора и металлолома. А мы не отказались, потому что квартирный вопрос для работников нашего предприятия был тогда очень острым. Взбунтовались члены кооператива, никому не хотелось уходить на окраины города. Они даже писали жалобу на имя Горбачева. Очень здорово помог нам нынешний глава города А.Н. Ходырев. Он был тогда секретарем исполкома – Александр Николаевич убедил членов кооператива, что на этом месте надо строить дома, и гаражи в центре – неоправданная роскошь. Оргвопросы утрясли и взялись за дело.

Нам пришлось приложить много сил, чтобы разобрать этот «гадюшник», на месте которого мы  построили пять 17-этажных домов. И рядом построили кирпичный детский сад с плавательным бассейном. Таких в городе не было. В общей сложности хозспособом было построено более полутора тысяч квартир.

Хозспособ для многих управленцев-строителей стал первой школой некоего самостоятельного хозяйствования. В дальнейшем этот опыт стал хорошим подспорьем при переходе на новую экономическую реформу. Я помню то историческое собрание, когда решалась наша судьба. Мы собрались в конференц-зале, пришел наш генеральный директор – Герберт Александрович Ефремов. Он не стал говорить длинные речи, а сказал просто: «Вы нам очень нужны, товарищи строители. Я бы хотел, чтобы никто не торопился увольняться. Все решится. Никто без работы не останется». Так мы стали акционерным обществом, 75 процентов акций которого принадлежит НПО.

До этого у нас, как у подразделения НПО, основная часть работы велась на предприятии, то теперь мы имели право на другие заказы. В настоящее время одна треть наших заказов – это текущий и капитальный ремонт на НПО, а также строительство новых объектов. Остальной объем работ – гражданское строительство. Это и жилые многоэтажные дома, и коттеджи, и гаражные комплексы. Мы ведем весь цикл работ, начиная с проекта, который разрабатываем силами собственных специалистов.

В коллективе работают около 200 человек. Средняя зарплата – 16 тысяч рублей.  Ежегодно, помимо работ на НПО, мы строим 200-240 квартир, выполняем другие строительные заказы.

– Для многих строительных организаций согласование является самой сложной частью работы. Как у вас решается эта проблема?

– Действительно, в строительной отрасли, на мой взгляд, согласование чересчур сложное. Особенно это ощущается в столице. Недавно мы строили для москвичей два гаражных комплекса – один в Южном округе на 440 машиномест, другой в Северном – на 110 машиномест – и столкнулись с очень сложной системой согласования. В области и городе согласование проходит спокойно – нам не ставят искусственных преград, и все требования реальны.

– В последнее время  выявляются случаи недобросовестности застройщиков. Мы не говорим о случаях явного мошенничества. Но бывают же реальные обстоятельства, когда сдвигаются сроки сдачи объекта?

– Бывают, но не у нас. Для нашей организации это было бы ЧП. Со всей ответственностью заявляю, что мы ни разу не подвели своих будущих новоселов.

Сегодня строительство рентабельно, и каких-либо особых обстоятельств срыва плана быть не может. Это раньше нам приходилось крутиться. Старшее поколение руководителей, наверное, еще помнит карточки на снабжение (для нас, оборонного предприятия, они были с красной полосой, что означало первоочередность). Так вот приходишь в главк с такой карточкой и просишь под конкретный объект 1000 тонн цемента. А дают  только 500, остальное, как говорили, проявляй инициативу. Сейчас совсем другое дело – материалов хватает. Все дело в ответственности и профессионализме каждого члена коллектива на своем участке работы.

– Вы приглашаете рабочих со стороны или обходитесь своими силами?

– У нас очень хорошие высокопрофессиональные кадры. Но меняются технологии, материалы – людей надо учить заново. На НПО есть учебный комбинат, там наши рабочие проходят обучение. Несколько лет назад большая группа ИТР и рабочих компании ездила во Францию, Швецию, Италию и Испанию. Мы посещаем строительные выставки, бываем на объектах у своих коллег. Словом, постоянно изучаем, как работают у нас и за рубежом. Несомненно, этот опыт нам пригодился в дальнейшей работе. И еще одно немаловажное обстоятельство. Люди у нас держатся за свои рабочие места не только потому, что достаточно приличная зарплата, но и потому, что у нас сильна социальная составляющая. Все обеспечены спецодеждой, на вредном производстве выдается молоко. Человек, проработавший три года, получает к отпуску вознаграждение от 10 до 20 тысяч рублей. Все молодые мамы также получают ежемесячную субсидию от предприятия в размере двух тысяч рублей до достижения ребенку трех лет. У нас выдаются льготные санаторные путевки, путевки в детские оздоровительные лагеря.

Не последнюю роль играет и то, что в нашей компании не на словах, а на деле решают вопросы малой механизации труда на самом современном уровне. У нас вся малая техника подобного типа – электрические и механические отвертки, перфораторы и другое – надежные, легкие, удобные. Это направлено не только на повышение производительности труда, но и повышает уровень самоуважения рабочих. У нас все отделочники снабжены удобной и красивой спецодеждой, оснасткой, легкими и прочными подмостками и стремянками. Я вспоминаю те времена, когда на одном из моих прошлых мест работы мы буквально выпрашивали у «богатых» связистов дать нам на время импортный перфоратор, которых в столице было два-три. Год назад мы в основном отказались от аренды технологического транспорта. Посчитали, что свой иметь выгоднее, и как только появилась возможность, то приобрели достаточное число бортовых самосвалов и других необходимых нам машин. Отдельно в бюджете организации заложена строка на благотворительность. Мы помогаем храму, опекаем наших ветеранов-фронтовиков.

– Ближайшие планы ПСК?

– Буквально на днях мы сдали дом № 12 по улице Парковой, продолжаем строительство дома № 60 по улице Советской, ведем подготовку к строительству на соседнем, 62-м доме, создаем проект нового дома на улице Парковой. В целом, имеем неплохой задел и готовы к расширению объемов строительства.

Беседовала Н. Хмелевская.
Фото из архива ПСК «НПО машиностроения»

Рубрикатор газеты "Реут":