21.09.07 Виталий Ходин: «Стараюсь оставаться человеком…»

21.09.07 Виталий Ходин: «Стараюсь оставаться человеком…»Виталий Валерьевич Ходин – ведущий актер Реутовского муниципального драматического театра и заведующий его художественно-постановочной частью. Родился в Минске, в 1978 году. В столице Беларуси живут его мама и любимая сестра Вероника.
В.В.Ходин окончил Высшее театральное училище им.М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Главная роль Андрея Белугина в спектакле «Женитьба Белугина» принесла ему не только признание публики. «За исполнение главной мужской роли» актер получил высокую оценку жюри Международного театрального фестиваля «Русская классика. Лобня-2007».

Без грима Виталий выглядит намного моложе. Возможно потому, что отсутствует грустная, озадаченная маска героя, оказавшегося в центре интриги, заставляющая актера перевоплощаться и жить на сцене страстями и мыслями Андрея Белугина.

Сам Ходин считает эту роль самой значительной в своей короткой, но насыщенной актерской карьере. Наверное, это как первая любовь, незабываемая и преследующая человека на протяжении всей его жизни.

– Роль Андрея Белугина я начал репетировать восемь лет назад, будучи студентом Щепкинского училища, – вспоминает актер. – Прежде это был отрывок, а затем  дипломный спектакль, где я играл во втором составе. Роль позволяет расти профессионально. Когда впервые сыграл Белугина, по пьесе ему было 27, а мне – 23 года. Но с годами меняются жизненные ситуации, появляется опыт и, соответственно, новый взгляд на спектакль. Это естественное состояние для людей моей профессии.

Три Владимира в судьбе Виталия

К имени Владимир Виталий относится трепетно. Люди с таким именем сыграли положительную роль в его судьбе. Первый – преподаватель истории Владимир Афанасьевич, по словам Виталия, великий человек, отличный мужик, которого обожала вся школа.

Возможно, что именно благодаря обаянию этого замечательного, справедливого человека, Ходин в ученические годы увлекся предметом и решил стать историком. Но судьба распорядилась иначе…

Как многие его сверстники, Виталий пытался найти себя, посещал различные кружки, занимался шахматами, боксом, плаваньем…

Рядом со школой, во Дворце культуры камвольного комбината располагалась детская театральная студия. На ней и остановился выбор Виталия. Со временем этот творческий коллектив получил звание образцового. Художественный руководитель Валентина Николаевна Книга – была отличным педагогом и человеком, до самозабвенья преданным театру и детям.

В студии Виталий сыграл разные, любимые детьми персонажи – от Жука из «Дюймовочки» – до Волка, постоянного участника детских праздников и утренников.

По окончании школы Виталий собирался поступать на исторический факультет  педагогического университета и по-прежнему продолжал играть в театре. Однажды во время репетиции в студию пришел второй режиссер киностудии «Беларусь-фильм», чтобы посмотреть и оценить ребят. Виталий не придал этому никакого значения. Так случилось, что он уехал отдыхать за город. Вернувшись через несколько дней в Минск, узнал, что его разыскивают: набирали команду ребят для съемок фильма про интернат.

Ватага мальчишек приехала на пробы на студию. Ребят познакомили с режиссером – народным артистом Беларуси Владимиром Васильевичем Гостюхиным. Виталий приглянулся режиссеру. Никто из этих двоих тогда и не подозревал, чем все закончится. Одним словом, Ходин успешно прошел пробы для съемки в картине «Ботанический сад». А потом стал пробоваться со взрослыми актерами, не подозревая, что они выбирали главных героев и внимательно присматривались к понравившемуся им юноше.

Что касается университета, здесь не хватило одного балла до поступления. Зато Виталий набирал баллы на съемочной площадке и имел возможность учиться у профессионалов. Главные роли в картине играли такие известные московские актеры, как Игорь Волков, Владимир Заманский и тогдашняя актриса Ленкома Татьяна Делосс. Гостюхин, как актер и режиссер, был человек своеобразный и где-то жесткий. С твердыми принципами. Он подобрал коллектив единомышленников, с которыми было интересно работать.

Именно Гостюхин посоветовал Виталию поступать в московский вуз и помог ему в плане подготовки. Ходин сдавал вступительные экзамены во многих институтах, получив практически равные баллы во ВГИКЕ (курса Георгия Тараторкина) и в Щепкинском училище, где судьба свела его с Владимиром Алексеевичем Сафроновым. Чаша весов склонилась к театру. И когда Виталий в итоге провалил поступление во ВГИК, неизвестно, кто больше радовался – он или те, кто стали студентами этого вуза.

– Мне очень понравилась атмосфера в «Щепке», и я благодарен Владимиру Алексеевичу, что он меня взял, – отмечает Ходин.

В споре рождается истина. С первого занятия в училище худрук выгнал Виталия из аудитории, скажем так, за некие разногласия по поводу поведения. Потом студент позвонил профессору, естественно, извинился и оправдался. Но этот эпизод стал для Ходина хорошей наукой: прежде чем что-то сказать, подумай!

Отношения складывались по-всякому, но Виталий чувствовал себя душевно уютно со своим учителем, сильным профессором, способным повести за собой учеников. Так, из выпускников-щепкинцев в 2001  году была создана труппа Реутовского муниципального  драматического театра, под художественным руководством ныне народного артиста России Владимира Алексеевича Сафронова. В восстановленном спектакле «Женитьба Белугина» Ходин получил заглавную роль, продолжая добирать те знания, которые он не дополучил во время быстротечной студенческой жизни у своего любимого учителя.

Актером можешь ты не быть

… Ходин часто навещает родных в Беларуси. Однажды, будучи студентом «Щепки», он приехал домой на каникулы. Мама Людмила Сергеевна тогда сказала ему: «актером можешь ты не быть, но человеком быть обязан».

– Я помню совет мамы и стараюсь в первую очередь оставаться человеком, – говорит Виталий.
Милиционер, капитан НКВД, полицейский…

После картины «Ботанический сад», где Виталий сыграл воспитанника интерната, на студии «Беларусь-фильм» его пригласили сняться в главной роли в фильме «Вам задание». Это был госзаказ.

Герой картины – участковый милиционер в мирное время с началом войны становится разведчиком и после освобождения Белоруссии получает чин капитана НКВД.

Так сложилось, что Ходина чаще всего приглашают на роль представителя правоохранительных органов. Помните, в сериале «Не родись красивой!» эпизод, когда Кира и Вика в машине не поладили с ребятами. Так вот, человек в форме арестовавший их, а затем бравший у них показания… и взятку, был никем иным, как перевоплотившимся в милиционера Виталием Ходиным. Та же эпизодическая роль в сериалах «Дальнобойщики-2», «Любовь как любовь», где он сыграл дважды, с разницей в год, в картине «Время жестоких»…

В этом плане – театр не исключение. В спектакле  «Петрушка-иностранец» мы опять-таки видим Ходина в роли милиционера, а во «Фредди» – в характерной роли полицейского в штатском.

Наверное, такой типаж. Хотя с подобным амплуа Ходин не согласен.

– Хочется поучаствовать в хорошей современной драматургии с добротным литературным сценарием, – мечтает Виталий.

– В какой? Может быть, в фильме, подобном «Бригаде»?

– А почему бы и нет? Конечно, тема щекотливая, но мне понятна, заставляет задумываться, – считает Виталий. – То ли картина поднимает авторитет бандитизма, показывая реалистично, как это могло бы быть и что к этому привело, либо делаешь для себя вывод: ни в коем случае так поступать нельзя. Сам по себе очень интересный материал. И как зритель, могу сказать, что фильм снят качественно во всех отношениях. Он отличается от обычного «мыла» выстроенным сюжетом, драматургией, профессионализмом съемочной группы, хорошей игрой актеров.

Я очень рад, что на российском экране появляются достойные фильмы. В своем время мне понравилась картина «Свои» с Богданом Ступкой, Сергеем Гармашем, Константином Хабенским, фильм «Возвращение» Звягинцева, получивший приз в Каннах. «Ночной дозор» и «Дневной дозор» – коммерческие фильмы для массового зрителя, которые должны успешно продаваться. Но каким бы ни был фильм или спектакль, я стараюсь не высказываться о нем категорично. Нравится или не нравится – субъективное мнение.  При желании любую вещь можно разбить в пух и прах или, наоборот, возвысить. В любом случае, люди вкладывали свой труд, который должен получать некую благодарность.

Если же говорить о собственном творчестве, то Виталию, привыкшему играть положительных благородных героев (даже Кощей бессмертный в сказке «Две бабы Яги» у него получился совсем-совсем не страшный, а чрезвычайно обаятельный), хочется сыграть антипода. Нечто неординарное, краеугольное, с остротой ощущений, чтобы невозможно было заснуть, мучаясь по ночам от того, что не знаешь, как воплотить образ.  

Не сотвори себе кумира!

– В детстве я ненавидел Юрия Богатырева, великолепно сыгравшего Ромашку в фильме «Два капитана», хотя в жизни он был добрый, легкоранимый человек, – говорит Виталий.

Он преклоняется перед Андреем Мироновым как актером, а перед Владимиром Высоцким как личностью. При этом Ходин четко следует заповеди: не сотвори себе кумира!

С уважением относится к таланту Леонида Быкова – «светлого актера и режиссера» и прежде всего за его фильмы «Аты-баты шли солдаты», «В бой идут одни «старики».

Ну и, конечно, почитает щепкинцев.

Каскадеры, каскадеры!

Кстати сказать, в «Шепке» отлично преподают фехтование и сценическое движение. Преподавал фехтование Андрей Рыклин, бывший ученик Владимира Алексеевича Сафронова. Поэтому студенты были физически хорошо подготовленные. Даже в дипломном спектакле про пиратов, они имели возможность продемонстрировать свое мастерство. Затем играли сцены из спектаклей «Сирано де Бержерак», «Гамлете», постановках собственного сочинения и даже участвовали в некоей фехтовально-движенческо-танцевально-драматической антрепризе, которая просуществовала два года.

– Андрей продолжает реализовывать свою любовь к фехтованию. В прошлом году он был постановщиком боев и трюков в фильме «Слуга государев» и вызвал свою команду, в которой был Виталий Ходин. Приходилось и «взрываться», и драться, и в первых рядах строем ходить, а в жару в шерстяных одеждах и в париках расхаживать. Словом, на съемочной площадке происходили разные чудеса, и к ним причастен актер Реутовского муниципального драматического театра Виталий Ходин.

Тюнзала Мамедова.
Фото из архива В.В.Ходина
Рубрикатор газеты "Реут":