21.09.07 Связист с эсминца «Жгучий»

21.09.07 Связист с эсминца «Жгучий»В его родном Иркутске моря нет. Эдуард Михайлович вспоминает, что и моряков в семье Родовичей не было. Повестка из военкомата пришла в военном 1944 году. Парнишка даже сожалел, что не пришлось попасть на фронт раньше. Послали в город Полярный в спецшколу связи. Затем – на эсминец «Жгучий».

– Это был эскадренный миноносец итальянского производства, – вспоминает Эдуард Михайлович. – Получен он был в счет репараций. Вспомните историю! Италия к тому времени вышла из войны, и ее флот был поделен между США, Великобританией и Советским Союзом.

Внешне эсминец «Жгучий» уступал нашим красавцам, однако по количеству вооружения был с ними одного класса. На боевой рубке «Жгучего» красовалась единица, означающая одну потопленную подводную лодку немецкого рейха.

Шла Великая Отечественная война. «Жгучий» в составе Военно-морского флота страны выполнял боевые задачи по встрече и охране судов, идущих к нам из Великобритании с грузами по ленд-лизу.

– Моя вахта была у четырех спаренных пулеметов противовоздушной установки, – продолжает бывший матрос, – ее основание вращалось вокруг собственной оси. Во время стрельбы гильзы летели куда угодно, но не под ноги. Этого можно было не опасаться.

В походах старший помощник командира всегда обедал с нами, с боцманской командой. И положенные сто граммов выпивали вместе. У нас на корабле даже в трудные времена были мясо, масло и другие продукты.

Еще я очень любил корабельный душ. В нем всегда была горячая вода, так что в любое время можно было помыться и постирать робу, привести в порядок красивую морскую форму, которая так нравилась всем девчатам.

Из морских походов мы всегда возвращались усталыми. Ведь по боевому расписанию каждые четыре часа стояли на вахте. Зато у причала нас всегда ждала музыка. Мы отдыхали до знакомой команды: «Корабль к походу изготовить!». Перед походом наш «Жгучий» проходил процедуру размагничивания, чтобы не налететь на магнитную мину.

В походе при скорости движения 35 узлов дымовые шашки иногда смывало за борт. «Жгучий» имел два винта – для скорости и маневра. Под днищем корабля располагалась акустическая система, разработанная научными институтами, необходимая для того, чтобы надводный корабль мог обнаружить подводного противника, и первым нанести удар на поражение. На море это весьма важно. Однажды немцы промахнулись, целясь в «Жгучий», и в следующее мгновение увидели идущую на них торпеду. Этот эпизод наши моряки запомнили надолго и рассказывали всем новичкам, прибывшим служить на корабль.

…Прошло много лет. Эдуард Михайлович потерял следы своих боевых сослуживцев. Жалеет, конечно. 47 лет живет в Реутове и работает на НПО машиностроения инженером-конструктором. Вырастил сына, который окончил Московский институт связи. О морской службе отца сын знает по его рассказам. Фронт, город Полярный и эсминец «Жгучий» забыть нельзя.

Тамара ЛОГИНОВА
Рубрикатор газеты "Реут":