21.09.07 В мире прекрасного

21.09.07 В мире прекрасного22 сентября город отмечает шестьдесят седьмую годовщину со дня основания. А накануне, в муниципальной картинной галерее открылась персональная выставка члена Союза художников СССР и России Германа Владимировича Плетнева, приуроченная к его творческому юбилею. На этот раз 75-летний художник представил новую экспозицию, куда вошли ранние работы Плетнева, нигде ранее не выставлявшиеся.

За 60 лет творческой деятельности художник создал около двух тысяч произведений в различных техниках: масло, акварель, тушь, карандаш, гуашь. Он много работал над оригиналами - проектами почтовых миниатюр, приуроченных к знаменательным датам. Это – марки, открытки, конверты, художественные телеграммы, памятные и сувенирные знаки. Например, им было создано свыше 250 конвертов с видами городов Советского Союза (от Прибалтики до Сахалина), десятки праздничных открыток и конвертов, ряд почтовых сувениров, около 100 марок. Самыми памятными для него и заслуженно любимыми коллекционерами остаются две почтовые миниатюры: новогодняя – 1965 года выпуска и пушкинская – 1987 года.

Внимание знатоков и любителей живописи на выставке привлекают замечательные акварельные работы: «Талая вода» (1977), «Ай-Петри» (1978), «У опушки» (1980), «Пушкинские горы» (1980).

Среди рисунков обращают внимание: «Таллинн. Ворота Виру» (1968), «Старинный дом» Вологда(1968), «Вильнюс. Высокая готика» (1968), «Памятник архитектуры» Великий Новгород(1969), «На озере Рица» (1971) и графические работы «Зимнее утро. Село Астафьево» (1969), «Соловки. Кремль» (1969).

Среди проектов выполненных для металла насчитывается более 400 памятных и сувенирных знаков. Особенно удачна серия, посвященная старинным русским городам: «Астрахань», «Зарайск», «Коломна», «Серпухов», «Суздаль», «Можайск» (1969).

Не думал и не догадывался в тридцатые годы прошлого века Адик (Адольф), так назвал его отец, что будет профессиональным художником. Но, как говорится, человек предполагает, а жизнь располагает. Из двадцати ребятишек, занимавшихся в клубе изокружка Реутовской прядильной фабрики с 1945 по 1947 годы, шестеро стали художниками. Это Анатолий Талалаев – 1929 года рождения, Владимир Устинов, Владимир Соловьев, Юрий Подъячев, Герман Плетнев – все 1932 года рождения и Сергей Кокин – 1934 года рождения. С 1948 по 1950 годы 16-летний Герман посещает занятия в детской художественной школе и художественной студии в Московском Дворце пионеров. Занимаясь в студиях, Герман неоднократно участвовал в выставках, был отмечен в прессе, а в 1949 году за творческие успехи был премирован поездкой в Ленинград.

– Когда меня маленького собрались крестить в церкви, – вспоминает Герман Владимирович, – батюшка сказал, что имя Адольф не православное, и тогда меня окрестили Германом, хотя в паспорте записано Адольф. Мать, Антонина Дмитриевна, рассказывала, что тогда они жили при Реутовской больнице, где она работала регистратором. Перед войной мама вторым браком вышла замуж за военного, после чего их семья переехала в Западную Белоруссию, к месту службы отчима, где и застала их война…

Победу семья Пришутовых, такова была девичья фамилия матери, встретила в Германии. В августе 1945 года Антонина Дмитриевна с сыном вернулась в Реутов к своей сестре. А в сентябре Герман снова пошел в свою старую деревянную школу. После возвращения из Европы их семью еще долго проверяли по линии госбезопасности.

По окончанию школы юноша поступил в Московское художественно-графическое педучилище, которое и закончил в 1954 году. «Мы учились у разных учителей. Когда начинали с акварели – были одни учителя, перешли на масло – были уже другие. Но скажу одно, – вспоминает ветеран, – это были замечательные мастера, оставившие в моей памяти добрый след».

По распределению молодого художника направляют в село Кыштовку Новосибирской области, где он должен был работать учителем рисования и черчения. Но последующие события сложились так, что Германа сразу же призвали в армию. Служил в городе Тюмень. Помимо военной службы пехотинец Плетнев занимался общественной работой, изданием «боевых листков», «молний», стенгазет, рисованием картин, декораций... В 1955 году в Тюмени же стал участником V областной художественной выставки. Участвуя со своими рисунками в конкурсе на приз газеты «Тюменский комсомолец», он стал обладателем второй премии.

Отслужив три года в армии, в 1957 году Герман вернулся в родной Реутов. После службы в армии, – рассказывает Герман Владимирович, – поступил в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича – Данченко рабочим сцены в надежде, что переведется в декорационный цех, когда при театре построят художественные мастерские. Тем более, такую гарантию он получил, оговаривая условия работы. Одновременно Герман Владимирович стал сотрудничать с издательством «Центросоюз», делая рисунки пером для ряда специфических изданий и  обложек. Работа в издательстве требовала большой самоотдачи и времени, а строительство мастерских затягивалось, и художнику с большим сожалением пришлось театр оставить.

Затем – сотрудничество с журналом «На стройках Москвы». В 1958 году Плетнев участвует в негласном конкурсе и выигрывает его, сделав обложку для одного из строительных журналов.

В конце 1959 года Герман Владимирович переходит в Дирекцию по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты, – теперь издательство «Марка». В это же время он сотрудничает с издательствами «Советский художник», «Изобразительное искусство», позднее – с издательством «Плакат», рисуя праздничные, поздравительные и юбилейные открытки.

Один из любимых жанров художника – архитектурный пейзаж. Из мастерской Плетнева выходят почтовые миниатюры России с различными архитектурными сюжетами. Среди них «Дворцы-музеи Ленинграда» (1986), «Столицы союзных республик СССР» (1990), «Фонтаны Петергофа» (1988), «Кронштадт» (2004). «Когда рисовал почтовую марку «Брест – крепость-герой», – говорит Герман Владимирович, – то вспоминал горькое отступление летом 1941 года, которое  мне никогда не забыть».

Скоро исполнится ровно 40 лет тому, как за сувенир министру культуры СССР Е.А. Фурцевой наш земляк получил от нее благодарность. Участвовавшие в конкурсах издательства «Советский художник» и Комитета по печати СССР в 1967 и в 1969 годах, посвященных 50-летию Октября и 25-летию Победы, работы Плетнева были рекомендованы к печати и изданы. За них художник получил несколько премий. В том же году вышла подборка открыток «Слава великому подвигу советского народа».

С конца 1966 года Герман Владимирович увлекся мелкой пластикой, работая над проектами медалей, плакеток, нагрудных знаков для экспериментально-производственного комбината Художественного фонда РСФСР. Позже начал сотрудничать с комбинатом «Русский сувенир» Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В 1969 году в Доме творчества «Хоста» наш земляк работал в группе художников по подготовке к 100-летнему юбилею со дня рождения В.И. Ленина. Комиссия рекомендовала его работы к тиражированию, а также к публикации в журнале «Декоративное искусство». В 1970 году  Герман Владимирович вступил в Союз художников СССР.

В доме творчества «Хоста» художником было выполнено около 20 памятных знаков к 15-й годовщине освоения космоса: «Приоритеты Советского Союза в освоении космоса» (от первого искусственного спутника Земли до лунохода).

В комбинате художественных работ в городе Химки наш земляк проработал четверть века. Он выполнял работы по заказу ВДНХ (плакаты, обложки журналов, фотоальбомы, приглашения, почетные грамоты и т.д.). Много им сделано и по заказу Комитета по физической культуре и спорту СССР (плакаты, дипломы, программы соревнований, вымпелы и т.п.). По заказу ЦК ВЛКСМ и Комитета по печати СССР он принимал участие в оформлении печатной продукции Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. 

Герман Владимирович много поездил по стране. Итогом поездок стали  акварели, рисунки, ставшие основой ряда персональных выставок. Герман Владимирович участвовал во всесоюзных, республиканских, зональных, областных и городских выставках, приобрел немало почитателей и знатоков своих работ. Приведу лишь некоторую часть записей из книг отзывов. «Посетив выставку художника Германа Плетнева, получили большое удовлетворение. Особенно поразила графика художника. Тонкие акварели, необычный способ штриховки в графике заставляет заново переживать те сюжеты, которые не обошел художник». «Тонкость и изящество, это образец воздушности, чистоты, блестящая техника исполнения, великолепно!!! Восхищает изысканная точность и филигранность техники Плетнева». «В работах Плетнева прельщает отработка деталей, глубина и продуманность композиции, которые затем так великолепно проявляются в его значках, марках, медалях. Смелый поиск, опробывание неожиданных живописных и композиционных ходов. Огромное спасибо!!».

Полагаю, властям Реутова стоит похлопотать о присвоении известному художнику России Герману Владимировичу Плетневу звания «Заслуженный художник Московской области». Он этого заслуживает в полной  мере.

Владимир Ковалев.
Фото Жанны Варнавской

 

Рубрикатор газеты "Реут":