25.05.07 По следам «нехорошей» свиты

Москва булгаковская

Иногда хочется просто погулять по городу, не заходя никуда. Но слоняться без дела – это не по мне. Поэтому в выходной день я решила отправиться на пешеходную экскурсию по булгаковской Москве.

Началась прогулка прямо от памятника Владимиру Маяковскому, где нас встретил Коровьев… то есть наш экскурсовод Игорь. Оказывается, неподалеку от памятника в 20-е годы был тот самый Торгсин, в котором на славу позабавились Фагот и Бегемот. Проходим несколько шагов и оказываемся у Театра сатиры. Мюзик-холл, стоявший на этом месте ранее, стал прообразом Варьете.

Затем нас ждет красивый сад «Аквариум». Именно здесь, в свою очередь, получал «наставления» от Азазелло и Бегемота Варенуха. Что интересно: в большинстве книг, рассказывающих о топографии романа «Мастер и Маргарита», о нем нет ни слова. Поэтому еще одно достоинство экскурсии в том, что можно узнать те вещи, о которых вряд ли прочитаешь.

25.05.07 По следам «нехорошей» свитыДалее мы прошли мимо дома № 10 по Большой Садовой улице. Как известно, сюда в «нехорошую» квартиру № 50, М.А. Булгаков поселил Воланда и его свиту. Здесь жил сам писатель, которому жутко надоедали соседи. Постепенно все они «делились» чертами характера с героями произведений Булгакова.

 

Ныне в «нехорошей квартире» расположен музей «Булгаковский дом». Он славится своей музейной коллекцией, а также очень интересно оформленной электронной экспозицией. Когда заходишь в комнаты, не сразу обращаешь внимание на картины. Но, приглядевшись, с удивлением замечаешь, что это не картины, а экраны в рамках! Очень интересное и неожиданное решение.

Здесь можно встретиться с героями романа «Мастер и Маргарита». Вальяжный Бегемот, например, никому не дается в руки, а тот, кто рискнет позвать его как обычную домашнюю Мурку, получит в ответ полный презрения и прямо-таки королевской гордости взгляд. Коровьев снова скажет: «Я на минутку!» и исчезнет. А обратно, как известно, он не возвращается.

Между Коровьевым и Бегемотом идет спор. Дело в том, что огромный кот пользуется большей популярностью среди посетителей музея, а Фагот постоянно говорит, что это незаслуженно, мотивируя тем, что кот ничего не делает, а только показывается на глаза людям.

Однако задержаться у дома, в котором жил писатель, не удалось: надо было увидеть еще много всего интересного. Мы отправились на Патриарший пруд, чтобы выяснить, на какой скамейке сидели Воланд и литераторы, почему трамвай сошел с рельсов, и сколько было Патриарших прудов. Кстати, их было три, но из-за строительства два пришлось осушить. Вот и дошел до наших дней всего один пруд. Погода, правда, не позволила нам в полной мере прочувствовать обстановку того «жаркого весеннего заката», но нам помогло богатое воображение.

Но и этот оставшийся уже снискал себе дурную славу. Утром и днем здесь все мирно: бегают спортсмены, гуляют собаководы. Дети играют на красивой площадке, вьются веселым роем вокруг памятника Крылову, барельефов, изображающих отрывки из известных басен.

Но стоит только опуститься вечеру, как на Патриаршем появляются довольно загадочные личности, от которых веет мистикой. В сумерках выступает театр «Огненные люди», смело укрощающий стихию. Чуть раньше отовсюду «слетаются на шабаш» зловещие готы. Бытует мнение, что дурная слава Патриарших исчезнет только тогда, когда восстановят разрушенную в годы революции церковь. А пока здесь будут твориться странные вещи.

Пролетели мимо тихие арбатские переулки, по одному из которых когда-то летала ведьма Маргарита. Но нам надо было попасть к скромному деревянному домику желтого цвета, в подвальчике которого так свободно жилось Мастеру.

Путь наш скрашивался интересным рассказом о писателях, замечаниями нашего гида по архитектуре и истории, воспоминаниями из жизни. Да уж, побольше бы таких экскурсоводов, которые говорят не сухими, заученными фразами, а живым языком!

Но вот мы зашли в Мансуровский переулок и вскоре увидели тот самый дом, в котором когда-то мастер слова – Михаил Афанасьевич Булгаков – писал, сидя у окна на первом этаже, о своем Мастере, поселив его в небольшой подвальчик.

Сегодня домик перешел в частные руки. Ворота не дают рассмотреть двор. Неподалеку просто свалены в кучу битые стекла и оконные рамы. Плющ кажется засохшим. Снаружи дом уже исписан той молодежью, которой нет дела до всей мировой культуры, не говоря уже о романе М.А. Булгакова. В музее Булгакова с горечью говорят, что домик уже давно собираются снести, а землю продать. Конечно, от таких слов на душе становится пасмурно, не хотелось бы потерять еще один культурный памятник, но в этом вся современная жизнь. Ведь сейчас даже становится непонятным, как же до сих пор деревянный домик устоял на своем месте.

А на роль особняка Маргариты Николаевны претендуют несколько зданий. Одно из них, на Спиридоновке, выполнено в готическом стиле. Фонари над воротами, фантастические фигуры на крыше, колонны, причудливые окна – особняк величествен, он кажется темной, тяжелой тучей на фоне современных зданий. Серые шпили над желтыми стенами выглядят строго и внушительно. По-моему, он больше всего соответствует настроению романа.

Но даже все особняки Москвы не могли подарить Маргарите счастье. Его она нашла в той самой небольшой квартирке Мастера. Это лишний раз доказывает, что богатство – не есть любовь и радость жизни. Ведь часто людям не хватает совсем немного для полного счастья. И это «немного» почти всегда нельзя измерить деньгами.

У дома Мастера экскурсовод покинул нас. Сославшись на то, что в музее остался один Бегемот, он буквально сбежал! По скорости его передвижения можно было подумать, что музей уже разбирают по кирпичику.

Пришлось мне продолжать прогулку уже без комментариев гида. Хотелось посмотреть еще один из предполагаемых особняков Маргариты на Остоженке. Здание оказалось тоже очень красивым. Темно-розовые стены и серая крыша – необычное сочетание, которое придает зданию немного «нахмуренный» вид, и оно словно нависает над дорогой.

От Остоженки уже оставалось пройти совсем немного до Новодевичьего кладбища, где Михаил Афанасьевич Булгаков обрел свой последний приют. Даже после смерти он не покинул Москву, несмотря на то, что любимым городом писателя был Киев.

Но его не забыли. Об этом говорят цветы на могиле. Кто-то оставил здесь веточки вербы, ведь Булгаков был очень религиозным человеком. Даже с помощью Воланда он пытался вернуть людям веру в Бога. А за скромным надгробием стоит огромный венок от самых преданных поклонников творчества писателя – работников «Булгаковского дома».

Закончился такой насыщенный день в Москве. После всего увиденного остается только добавить, что Булгаков нужен нам. Нужен не только в литературе, но и в повседневной жизни. И хотя он сам утверждал, что у его героев нет прототипов, что они не автобиографичны, мы все равно называем его Мастером.

Инна Боровик.
Фото автора

Рубрикатор газеты "Реут":