02.02.07 Угнал или «покатался»?

Количество угнанных машин иностранного производства в нашем регионе в этом году впервые сравнялось с количеством угнанных отечественных автомобилей. По словам старшего инспектора розыска отдела ГИБДД УВД Балашихинского городского округа В.В. Самолетова, самые популярные ныне у автоворов иномарки – «ауди» и «фольксвагены». А в Реутове также почему­то и «доджи». Из отечественных машин рискованнее всего владеть «десятками» и «девятками».

С автоворами бороться сложно, но небезнадежно. Их по округу в этом году за решетку отправилось довольно много. Правда, говорит Виктор Владимирович, это в основном начинающие воришки. Опытные уже «профи» умело используют изъяны нашего законодательства и часто избегают отправки в места не столь отдаленные. Есть среди них сорокалетние мужики, что на угонах попадались уже больше 15 раз, но до сих пор на свободе – российский Уголовный кодекс либерально относится к тем, кто угонял не с целью продажи, а «покататься».

Автоворы на каждой машине зарабатывают немного – до тысячи долларов за одну «нашемарку» (иномарки стоят дороже). И риск небольшой, да и времени и усилий угон требует немного. До сих пор можно выбрать автомобиль практически без всякой охраны – в неосвещенном месте на улице, оснащенный простейшей сигнализацией, а то и без таковой. Бери – не хочу. Вот и «берут».

«Профессионалы» классом повыше пользуются сканером, с помощью которого можно обезвредить самую сложную сигнализацию «без шуму – без пыли». Взломщики – те, что попроще – не тратятся на эту довольно дорогую технику, их инструменты стоят буквально несколько рублей, но не менее эффективны. Вскрытие замков машины и перерезание проводов сигнализации занимает считанные минуты, немного времени уходит и на то, чтобы завести двигатель. Обычно владелец обнаруживает пропажу утром – машина уже далеко.

Специфика Реутова: слишком много выездов из города, перекрыть их быстро в случае тревоги довольно сложно. Угонщики же, учитывая огромные потоки транспорта в нашем регионе, применяют довольно эффективные способы противодействия проверкам на дорогах.

Дальше в дело вступают барыги­скупщики. У них есть документы на выбывшие из строя автомобили нужных марок (законом не запрещено заниматься приобретением и «восстановлением» битых машин), которыми и снабжаются угнанные машины. Их задача – перебить номера кузова и агрегатов угнанных машин в соответствии с теми, что значатся в документах, и затем сбыть машину по доверенности или через комиссионный магазин.

– Автосервисы, занимающиеся перебивкой номеров, практически не несут никакой ответственности, – говорит В.В. Самолетов. – Причем большие ремонтные мастерские, как правило, таким криминалом не занимаются. Но так как отменено лицензирование организаций, занимающихся заменой номерных агрегатов, ныне везде полно мелких мастерских. В каждом ГСК (гаражно­строительный кооператив) их по нескольку, и из них всегда найдутся такие, где займутся этой сомнительной работой.

Отстаиваются угнанные машины в тех же ГСК. Владельцы боксов, сдавая их в аренду автоворам, на сотрудничество с правоохранительными органами не идут. Обычно, как только машина попадает в «отстойник», номера агрегатов тут же уничтожаются – опознать такую машину чрезвычайно сложно даже их владельцам. Продают же машину подальше от места угона: если, например, угон произошел в Реутове, то не ближе Ногинска. При таких условиях обнаружить угнанную машину и довести до логического конца возбужденное уголовное дело чрезвычайно сложно.

Но вся эта воровская система, считает старший инспектор розыска, не могла бы функционировать без покупателей угнанных машин. До сих пор многие из них делают это по доверенности или на авторынке без инструментальной проверки номеров на агрегатах. В результате получают технику, которую невозможно ни поставить на учет в ГИБДД, ни пройти техосмотр, ни продать, разве что на запчасти. Нельзя поступать так безалаберно, тем более зная, что комиссионные магазины никакой ответственности за оформление купли­продажи ворованной машины не несут – в их обязанность не входит проверка подлинности номеров на агрегатах.

Пора перестать быть безалаберными и жертвам угонщиков и принимать все возможные меры по сохранности машин. Самое надежное – спутниковая система слежения, но это для рядовых автолюбителей дорого. Им необходимо соблюдать несколько правил, снижающих риск угона и тяжесть его последствий. Не оставлять машины на неохраняемых стоянках! Страховать свое имущество! Быть бдительным! В частности, если вы закрываете машину пультом сигнализации и при соответствующем звуковом сигнале защелки почему­то не закрылись, – насторожитесь: рядом могут быть злоумышленники, сканировавшие ваш сигнал. В этом случае следует как можно более длительное время усиленно охранять машину.

– Также практика показывает, – говорит В.В. Самолетов в заключение нашей беседы, – что угонщиков не привлекают автомобили хоть чем­то выделяющиеся из общего ряда, например, оригинальной раскраской. Это сохраняет машины куда надежнее, чем, скажем, механические противоугонные устройства.

Беседовал Вадим Козлов

Рубрикатор газеты "Реут":