01.12.06 Как дела в Сиамском королевстве?

Кинотеатр «35 мм» – один из немногих в Москве, где у гурманов кинематографа и просто интересующихся кинокультурой есть возможность посмотреть редкое кино. Здесь на экране другое кино, в зале – другая публика.

В октябре в этом киноклубе прошло сразу два кинофестиваля, и это помимо показа «штучных» неизвестных фильмов из разных стран. Заметным стал седьмой Московский фестиваль нового британского кино.

Задача киносмотра – ознакомить российских зрителей с новыми работами британских режиссеров, созданными за последние два года, дать им представление об основных направлениях и темах современного кино Великобритании.

В кинотеатре «Художественный» фильмы шли с закадровым переводом на русский, в деловом центре «35 мм» – в оригинале, что для знающих язык, несомненно, лучше: ведь, сняв наушники, можно было насладиться настоящим английским.

Всего фестивальных лент было девять, но самых разных жанров –от комедии до псевдодокументальной драмы. Но даже комедии на таких мероприятиях – не просто хорошие, милые и теплые европейские фильмы, и уж тем более не бессмысленные и бессюжетные американские. Поскольку фестиваль британский, то и юмор, соответственно, английский, который, как бы это парадоксально ни звучало, требует серьезного восприятия. Прочитав анонс всех фильмов, я решила непременно посмотреть картину «Братья по року» режиссера Шейна Дэниелса.

...С первых кадров понимаешь: на экране – английское кино. Пейзажи, дома – все традиционное, британское. «Братья по року» – это история жизни сиамских близнецов Тома и Барри Хау. В начале семидесятых, когда герои фильма были еще подростками, один предприимчивый музыкальный продюсер решил сделать шоу и организовал для братьев рок­н­ролльную группу, где один из них пел, а другой играл на гитаре. Вопреки всем ожиданиям, близнецы Хау – группа The Bang­Bang – попавшие на сцену в статусе «фриков», зажгли публику своим агрессивным и провокационным роком. Это трагическая история о том, как сиамские близнецы, преодолевая насмешки публики и непонимание друзей, переживая любовь и творческое соперничество между собой, с достоинством воспринимая обрекающие медицинские заключения о продолжительности их общей жизни, вновь и вновь находили в себе силы творить, выходить на сцену и дарить свою музыку.

Как и все остальные фестивальные фильмы, «Братья по року» еще не был показан в России. Эта картина является призером международного Эдинбургского кинофестиваля в номинации «Лучший британский фильм». В программе фестиваля был и знаменитый фильм «Ветер, который колышет вереск» – каннский призер 2006 года, кстати, недавно вышедший в российский прокат. А еще в «35 мм» прошла встреча с некоторыми режиссерами фестивальных фильмов.

В течение двух дней в киноцентре «35 мм» можно было насладиться тайским кино. В отличие от фестиваля британского кино, который прошел примерно в десяти городах России, возможность посмотреть тайские фильмы представилась только москвичам и петербуржцам.

Оказывается, в настоящее время молодой тайский кинематограф развивается быстрыми темпами, активно занимая позиции на международной арене. На многих престижных фестивалях Таиланду пророчат роль новой киноимперии. Тайским фильмам присуждается большое количество наград. Они успешно заявляют о себе в прокате за пределами страны. Фестиваль тайского кино проводился в рамках мероприятий программы культурного сотрудничества в ознаменование 110­й годовщины российско­тайских отношений при поддержке посольства Таиланда в Москве. Цель – разбудить интерес к тайской культуре, поэтому билеты для всех желающих были абсолютно бесплатными. В программе было представлено всего пять лент: триллер «Затвор» (показ которого удачно вписывался в 13­е октября, пятницу), боевик «Боевые уборщицы», анимационный фильм (история молодого слоненка, предоставленного самому себе в диком лесу), короткометражное кино и романтическая комедия «Любовь без памяти». Эту киноленту я решила посмотреть.

Фильм «Любовь без памяти» с участием тайской суперзвезды Токонгсупа признан местными критиками лучшей работой режиссера Фу­Хэмант Чатими. Действие разворачивается в северном Таиланде, на лоне природы, на территории поселений местных племен. Волею судьбы в этих диких местах оказываются известный актер и обворожительная девушка­папарацци, собирающая о нем материал. Магия природы и сила любви создают волшебный тандем, невозможное становится возможным, фантастика – реальностью... Фильм очень милый, пусть и немного наивный для западного зрителя.

Публика воспринимала волшебство тайской культуры с доброй иронией. Во время самых абсурдных (на взгляд западного зрителя) моментов из зала даже раздавались хлопки и смех. Чисто визуально фильм очень красивый, яркий, динамичный. Все пронизано экзотикой и колоритом Сиамского королевства. Своеобразие тайского кино, конечно же, на 99 процентов продиктовано восточным менталитетом и национальной культурой, которая даже под натиском современной жизни не утратила своей самобытности.

Кинокритики убеждены, что именно свежий взгляд на мир делает тайское кино модным и актуальным. Говорят, что даже тайские боевики значительно отличаются от известных во всем мире китайских.

А еще характерной особенностью тайского кинематографа является жесточайшая цензура. На экране запрещено показывать курящих или выпивающих людей, сцены насилия, убийства. В кадре не должно появляться оружие, наркотики, никакой однополой любви. Эти правила распространяются как на телевидение, так и на кинотеатры. Такая бескомпромиссная политика в области культуры, как мне кажется, результат крепкой связи между религией, философией и жизнью. Но, с другой стороны, государство не принимает никаких мер в борьбе с «пиратством»: нет никаких гонений со стороны полиции и властей. Просто в Таиланде это не принято. Может быть, в этой двойственности и есть золотая середина...

Мария Белявцева

Рубрикатор газеты "Реут":