01.12.06 Запотевшее стекло

...Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а все без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет;

На всех различные вериги;

И устарела старина,

И старым бредит новизна...

(Александр Пушкин, «Евгений Онегин»)

Сейчас, если видишь в метро человека, читающего классику, процентов на 90 знаешь, что это учитель. Школьники и студенты, конечно, тоже читают, но в основном в кратком изложении...

Почему не читают классику? Вопрос на сегодняшний день более чем актуальный.

Мне кажется, что нынешняя молодежь считает, что классика и современная жизнь – вещи несовместимые. А в пустых бульварных детективах и криминальных романах люди видят знакомую обстановку, своих современников, говорящих на те же темы, что и сами читатели. Здесь все явно и поверхностно, не надо вглядываться, копаться, думать.

Но,на самом­то деле, все человеческие проблемы, мысли одинаковы во все времена. Темы­то одни и те же. И все жизненные вопросы вечны. Многим кажется, что все, о чем писали классики – что­то далекое, отвлеченное от реальности, недоступное, непонятное. Но это совсем не так. Надо только научиться связывать классику с повседневной жизнью. И именно в классических произведениях вы скорее найдете ответы на свои жизненные вопросы. А «легкая» литература дает лишь описание ваших проблем, но не дает ответов и решений.

К сожалению, смотреть на классику и историю сквозь призму современной жизни молодежь никто не учит. И, в первую очередь, это ошибка школы. Учителя литературы пытаются привить нам вкус к хорошим книгам, но их аргументы и доводы как­то не заинтересовывают: «это величайший русский писатель!», «это произведение переведено на столько­то языков мира»... И все в таком духе. И тогда классика воспринимается молодежью как величественные руины, закостенелая форма гениальных мыслей, оставшаяся где­то в прошлых веках, и не более того. Нет восприятия, а значит, нет и никакого толка. И в чем тогда смысл? Вот и теряется все богатство духовного наследия, на что всегда учителя сами и сетуют. Вот и разрывается связь поколений, теряется интерес к литературе, к культуре, к корням.

Мне кажется, гораздо полезнее и эффективнее было бы указать школьникам на точки соприкосновения классики и современности, связать мысли великого классика с происшествиями и переживаниями сегодняшнего дня, с тем, что мы буквально вчера слышали в новостях, видели на улице... А вместо этого учителя, по большей части убежденные консерваторы, не только не одобряют современное искусство, современную литературу, новое мировосприятие, но даже предвзято относятся к новому взгляду на классику в театральных постановках. А в сочинениях за необычные идеи, сравнения с современностью порой и оценку снижают, и очень редко положительно воспринимают высказанное на уроке оригинальное мнение, не вычитанное у критиков, а сформированное на основе анализа классики и нашей сегодняшней жизни...

Без столкновения мыслей нет прогресса! Прошлое требует слова молодежи! Только в споре рождается истина. Истина – залог движения вперед. «Да, сюжетные проблемы классики – это то, что актуально в любом столетии и тысячелетии, что волнует сердце любого человека, независимо от исторической эпохи», зазубриваем мы. А где эта актуальность в жизни? В чем она проявляется? Увы, литературная сатира для нас очень часто – запотевшее зеркало...

Мир между тем меняется со скоростью жизни, меняется и взгляд на классику. Должен же, значит, меняться и подход учителей к восприятию подростками школьной программы! Должно же произойти какое­то сближение!

Мария Белявцева

Рубрикатор газеты "Реут":